У. Л. Уилмхерст

Масонское посвящение

обладают всеми

способностями, перечисленными в меморандуме Генриха VI. Жизнь и литературное

наследие таких людей, как Парацельс, аббат Тритхайм, Василий Валентин, Якоб

Бёме, Георг Йохан Гихтель, Томас Воган и Элиас Эшмол (не говоря уже о других),

зримо свидетельствуют о наличии сильного незримого энергетического потока, о

котором до сих пор ничего не написано и вряд ли будет написано в обозримом

будущем. Но если мы искренне желаем увековечить тайную масонскую науку, нам

необходимо иметь в виду, что это течение действительно существует, и не упускать

из виду его пусть примитивные и в значительной мере выхолощенные публичные

проявления в современном теоретическом масонстве.

Религиозная Реформация XV столетия была первым значительным эпизодом

широкомасштабного революционного движения в интеллектуальной, общественной и

политической жизни Запада — движения, о завершении которого пока еще рано

говорить. Кажется, что какой-то дальновидный и просветленный разум решил (на

фоне нарастающей бездуховности и материализма тех времен и всё более очевидного

краха официальной массовой религии) воскресить в упрощенной форме древний

мистический Гнозис и привлечь к нему внимание хотя бы небольшой части общества.

Данное утверждение невозможно подтвердить строго научными аргументами, и потому

оно адресовано прежде всего тем, кто уже имеет хоть какое-то представление о

внутреннем часовом механизме, контролирующем видимый циферблат исторических

событий. Но как бы то ни было, к 1600 году и далее мы уже имеем первые едва

заметные признаки движения, развившегося в конце концов в обширное масонское

Братство наших дней, истинные возможности которого до сих пор не определены.

Первый зафиксированный прием масона-теоретика в Ложу масонов-практиков имел

место в Эдинбурге в 1600 году. После этого практические Ложи стали приходить в

упадок и вымирать, так что уже к 1620 году в Лондоне практическое масонство

оказалось полностью вытесненным масонством теоретическим; представители первого

уже не работали в гильдиях, но лишь старались сохранить свой прежний,

традиционный образ действий. Первое известное посвящение масона-теоретика,

состоявшееся на английской земле, относится к 1641 году, и произошло оно в

Ньюкасле; вторым было посвящение Элиаса Эшмола, который в то время уже изучал

тайную науку, в 1646 году в Уоррингтоне. Число членов Ордена неуклонно росло,

хотя поначалу этот процесс протекал очень медленно по причине неспокойной

политической обстановки. Хартия Королевского Общества, составленная в 1663 году

д-ром (впоследствии сэром) Кристофером Реном, явно высказывается не в пользу

упрощенной экзотерической науки, каковою она является сейчас, но пропагандирует

науку более оккультного характера, изучение которой, как уже говорилось выше,

как раз и является основной задачей масонства. Это можно заключить хотя бы по

тому, что в преамбуле к данному документу говорится о частных собраниях, которые

проводились некоторыми членами Братства с целью выявления «скрытых причин вещей»

ради блага всех людей.

В 1717 году четыре старые лондонские Ложи объединились, чтобы составить новое,

более крупное сообщество. Так возникла первая Великая Ложа и появилось на свет

современное масонство. Это произошло в таверне под названием «Под яблоней» на

Линкольнс-Инн-Филдс.

В 1721 году д-ру Андерсону было доверено написать текст Уставов для новой

организации. О состоянии Ордена в те годы можно судить по сообщению известного

собирателя древностей д-ра Стьюкли, который писал: «Я был первым человеком,

принятым в Орден франкмасонов за последние несколько лет. Нам с трудом удалось

собрать достаточно членов для проведения церемонии. Но как только они собрались,

церемония началась и, благодаря не слишком осмысленному усердию ее участников,

продолжалась до полного изнеможения».

Но когда допуск в Орден стал открытым для всех и каждого без каких-либо

существенных ограничений, это привело к известным злоупотреблениям. В 1724 году

один из Братьев выступил на страницах массового журнала с протестом, заявив, что

«политика проституции, проводимая в последнее время нашим Орденом, является в

некотором смысле предательством по отношению к нему. Недалекие умы

виноторговцев, буфетчиков, парикмахеров, ткачей и прочих, принятых в ряды

франкмасонов, не только выставляют наш Орден на посмешище, но и подвергают его

большой опасности». В том же году «для бедных Братьев» был учрежден первый

благотворительный