У. Л. Уилмхерст

Масонское посвящение

достигает своей

предельной яркости, что является следствием настойчивого продвижения по «пути»

до его завершения. В последней заметке я сделал повторный обзор истории Ордена,

его нынешних тенденций и перспектив на будущее.

В своем ревностном стремлении подчеркнуть, насколько важна для них причастность

к жизни и деятельности Братства, некоторые его члены испытывают тем не менее

затруднения в определении «места» и характера франкмасонства. Что это: религия,

философия, моральный кодекс или нечто иное? Учитывая повышенный интерес к

данному вопросу, я нахожу целесообразным начать свое повествование именно с

попытки дать на него ответ.

Несмотря на то, что масонство явно заключает в себе некоторые религиозные

элементы и многочисленные рекомендации религиозного свойства, называть его

религией все-таки не следует. И хотя кто-то из Братьев может с полным на то

основанием заявить (и многие действительно это делают): «Масонство — моя

религия», — его никоим образом не следует классифицировать как религию и

представлять общественности как таковую. Достаточно заглянуть в «Уставы», чтобы

понять, что вся система была изначально задумана как нечто независимое и

существующее отдельно от религии, и что единственным требованием, предъявляемым

Орденом к своим членам, является вера в Божество и соблюдение требований

Нравственного Закона. При этом каждый Брат сохраняет абсолютную свободу выбора

вероисповедания и формы Богослужения.

Масонство не является также и философией, хотя и опирается на внушительный

философский базис, который, впрочем, не проявляется открыто в масонских учениях

и ритуалах, поскольку Братьям предлагается самостоятельно приобщаться к нему

через самообразование. Этот философский базис представляет собою Гнозис, или

древнее как мир Учение Мудрости, в той или иной степени унаследованное

восточными Ведами, египетской, халдейской и орфической системами посвящений,

школами пифагорейцев и платоников и всеми Храмами мистерий — как давно

исчезнувшими, так и ныне существующими, христианскими и нехристианскими.

Ожидается, что нынешнее возрождение масонского Ордена неминуемо повлечет за

собою пусть медленное, но верное повышение интереса к этой философии и,

возможно, даже полномасштабную реставрацию мистерий, запрещенных на протяжении

последних шестнадцати столетий. Однако подробнее об этом будет сказано в

последней главе книги.

В соответствии с официальным определением, масонство является

«морально-этической системой». И это определение справедливо, но только в двух

смыслах, из которых чаще всего вспоминают только об одном, истолковывая его

исключительно как «моральный кодекс». Но человеку вовсе не обязательно вступать

в тайное Братство, чтобы изучать этику и мораль; не нужны для этого и особая

форма организации и сложный церемониал. Основы морали человек должен постигать и

постигает в обычной, повседневной жизни; это необходимо уже для того, чтобы

просто стать достойным членом общества. Но, как знает каждый масон, «строгое

следование нормам морали» является необходимым предварительным требованием для

вступления в Орден; нельзя вступить в Орден и только потом, уже будучи членом

Братства, приобщаться к высоконравственному образу жизни. В самом деле, Орден

настоятельно требует от своих членов неукоснительно следовать моральному Закону

и подчеркивает необходимость культивирования определенных этических

добродетелей, без которых постижение духовной науки не представляется возможным.

Это и есть первоначальный, наиболее очевидный смысл, который мы вкладываем в

понятие «морально-этическая система».

Но в своем исконном значении (равно как и в дополнительном — масонском

понимании) слово «мораль» может восприниматься и так, как мы обычно воспринимаем

«пьесы-моралите». Эти пьесы суть литературный или драматический способ выражения

духовной истины. В них истина излагается аллегорически и в соответствии с

определенными устоявшимися принципами и методами (mores). Их можно считать

эквивалентом традиции, или «ритуала», который священнослужители именуют

«сарумским ритуалом», или литургией. Следуя этой же самой трактовке, «Моралия»

Плутарха являет собою по сути цикл исследований mores, утверждавшихся древними

религиозными школами мистерий.

Следовательно, во втором своем значении «морально-этическая система»

представляет собой «систематизированный и драматизированный метод морального

совершенствования и философского наставления, основанный на древней