У. Л. Уилмхерст

Масонское посвящение

из-за чего

постоянно порождают зло, неведомое на Востоке, свободном от чрезмерной

заорганизованности. Идеальные условия создаст разумное сочетание этих

противоположных методов. Для западной души — благо, когда человек рождается в

лоне церкви, но ужасно, если он и умирает там же, поскольку в религии должен

быть рост. Молодого человека порицают за то, что он не приобщается к церковным

учениям своего народа и не посещает храма Божиего; но человека зрелого возраста

равным же образом порицают за совершенно противоположное, так как ему надлежит

выйти за рамки предлагаемого церковью и взойти на более высокую ступень

религиозной жизни и понимания».

К такому же выводу пришел известный ревностный поборник религии из числа наших

соотечественников: «Деятельность церкви среди мирян заключается не столько в

истолковании тайн жизни, сколько в понуждении души к той аскетической степени

чистоты, при которой Само Божество становится ее учителем. Работа церкви

заканчивается там, где начинается познание Бога»*.

__________

* Ковентри Патмор. «Стебель, Корень и Цветок» («The Rod, the Root, and the

Flower»).

Иными словами, нам необходима наука посвящений (подлинная, а не просто

церемониальная), а ее применение становится возможным лишь после того, как азы

духовной науки будут усвоены и потребуется новая, более подробная информация.

Тот же самый автор, хотя и является ревностным приверженцем римско-католической

церкви, открыто и честно признает, что во всякую эпоху посвященный в мистерии —

независимо от своей расовой и национальной принадлежности — в плане духовной

мудрости и просветленности должен был стоять намного выше любого непосвященного

христианина или представителя какой бы то ни было иной религии.

Свидетельства, подобные этому, однозначно указывают (и думаю, многие с этим

согласятся) на необходимость некоего дополнения, приращения к массовой религии;

некоей школы высшей ступени — закрытой и уединенной, где будут изучаться как в

теории, так и на практике тайны бытия, которые не следует излагать coram populo.

А для этого необходим тайный Орден со своей системой посвящений; и как здесь не

вспомнить о масонском Братстве? Будущее покажет, сумеет ли масонский Орден

обратить эту благоприятную возможность на пользу себе и, самое главное,

обществу. Но некоторые тенденции к этому заметны в Братстве уже сегодня; и я

надеюсь, что моя нынешняя (равно как и предыдущая) книга сможет поддержать эти

благие начинания и помочь им осуществиться в полной мере, что не принесет ничего

кроме пользы.

Но пусть те из нас, кто, как и я, желает осуществить эти планы и учредить

систему углубленного религиозного просвещения, даже не помышляют о каком-либо

соревновании с другими общинами и не позволяют себе с пренебрежением или

осуждением думать о тех, кто учится или учит в иных местах, нежели они сами.

Ведь жизнь предполагает рост. Луковица гиацинта в стоящем передо мною цветочном

горшке не вечно будет луковицей, чья жизнь и размеры ограничены пространством

отведенного ей горшка. Со временем она вырастет на целый фут и расцветет

благоуханным цветком, хотя корни попрежнему останутся в земле. Жизнь

человеческая напоминает эту луковицу, посаженную Провидением в некоем

определенном горшке (то есть в лоне какой-то религии и церкви). И если человек

следует законам природы и заложенным ею в него основополагающим инстинктам, он

сможет перерасти свой горшок и возвыситься над его уровнем, что предполагает

расцвет сознания, о котором «человек-луковица» не мог даже мечтать. Это будет

сознание не новичка, не ученика или неофита, еще только приобщающегося к

таинствам; это будет сознание посвященного.

И все-таки корни этой совершенной жизни остаются в земле, и потому цветку вряд

ли следует с презрением относиться к тому горшку, в котором он вырос; напротив,

ему надлежит быть благодарным горшку за то, что тот дал ему возможность

благополучно вырасти. Поэтому масонство никогда не позволяет себе высокомерного

отношения к более простым и примитивным формам интеллектуального и духовного

наставления. Напротив, масон наиболее ревностно и с более глубоким и полным

пониманием исполняет древнюю заповедь: «Чти отца своего и мать свою». В какой бы

форме и под какими бы именами идея Бога ни преподносилась ему и его ближним, он

не перестает почитать единого Вселенского Отца; и какая бы Мать-Земля, и какая

бы Мать-церковь ни вскармливали его во младенчестве, он не перестанет питать к

ним сыновние