У. Л. Уилмхерст

Масонское посвящение

из каких-либо предшествующих причин. Сама жизнь начинается задолго

до своего физического рождения, так как последнее означает лишь вхождение жизни

в физический мир, начало ее физического проявления. То же самое можно сказать и

о рождении общественных институтов: все они являются логическим следствием и

материализацией того, что существовало ранее в текучем, аморфном состоянии. И

масонство не является исключением из этого правила, чем и объясняется традиция,

согласно которой эта школа имеет божественное происхождение, и, следовательно,

она такая же древняя, как и само человечество, хотя и принимала в разное время

разные формы.

Современное теоретическое масонство возникло в начале XVIII столетия, точнее

говоря, в 1717 году появилось то, что развилось со временем в Уставы английских

масонов, существующие по сей день. Однако масонство существовало и до этого,

причем в двух формах: экзотерической — в виде гильдий свободных каменщиков, и

эзотерической — в виде разного рода тайных сообществ мистиков и оккультистов, не

имевших ничего общего с деятельностью каменщиков-практиков, но нередко

использовавших профессиональную терминологию строителей для создания своей

собственной символики.

Современное масонство представляет собою смесь обеих форм; его установления,

требования, ритуалы и наставительные лекции включают в себя элементы,

заимствованные из обоих указанных источников. Например, древнее наставление,

передаваемое в настоящее время каждому претенденту на вступление в Орден, —

явный образец заимствований из ритуалов и правил практического масонства. Это —

типичное поучение, каковое и должно давать каждому юноше, изъявившему желание

приобрести статус подмастерья, дабы обучаться секретам мастерства, в полной мере

приняв на себя обязанности взрослого человека и гражданина. Это — обычное

увещевание быть порядочным человеком, достойным гражданином, заслуживающим

уважения ремесленником и членом цехового Братства; бояться Бога, почитать

короля, любить свою страну и помнить о необходимости самообразования и

самосовершенствования. И ни единого слова о каком-либо трансцендентном знании

или мудрости, ни малейшего намека на знакомство с какими-то реалиями

мистического или оккультного характера.

Однако в церемониальных ритуалах — в особенности тех, что приняты на третьей

ступени, а также в «традиционной истории» и наставительных лекциях, — мы

находим, наряду с заимствованиями из традиций практического масонства, сведения

глубоко эзотерического и мистического свойства, которые не следует соотносить с

профессиональным опытом ремесленника, работающего с обыкновенным камнем и

кирпичом, поскольку они определенно не связаны ни с практическою деятельностью,

ни с материальным миром вообще.

Сей эзотерический элемент заимствован, разумеется, не из опыта цеховых

объединений вольных каменщиков-практиков, но из учений символического, или

мистического масонства, объединенного в особые — менее заметные и менее массовые

— организации.

Эти организации являлись частью непрерывного потока герметической традиции и

практики, восходящей еще к дохристианским временам, к цивилизации Древнего

Египта, а также к раввинам-мистикам и древним каббалистам — хранителям тайных и

ревностно оберегаемых знаний о Космосе и жизни человека, знаний, получивших лишь

частичное и к тому же иносказательное, изложенное опять-таки при помощи

строительной символической терминологии, отображение в еврейских священных

писаниях. Само строительство и дальнейшая судьба храма Соломона (независимо от

того, существовал ли такой храм как реальное историческое сооружение, или нет),

о котором говорится в Ветхом Завете, представляет собою ни что иное, как

мистическое, иносказательное описание великого процесса строительства

человеческой души — неважно, об индивидуальном или о коллективном строительстве

идет речь. И даже тогда, когда ход еврейской истории, сопровождавшийся

постепенным расширением и преобразованием мистической традиции, подвел ее к

качественно новому, христианскому этапу, символическая терминология не перестала

существовать и не вышла из употребления. Как сами Евангелия, так и Послания и

Апокалипсис изобилуют масонской символикой и намеками на духовное строительство.

Именно в Новом Завете человеческая душа открыто объявляется истинным Храмом,

тогда как храм исторический (или квази-исторический) предлагается рассматривать

лишь как ее зримый и осязаемый символ. Упоминается также и Главный