У. Л. Уилмхерст

Масонское посвящение

of Vision»

Потому что именно тогда (и только тогда) достигается истинное посвящение — в

глубинах собственного сердца человек находит утерянное Слово; и подлинные, но

временно утраченные секреты нашего бессмертного бытия возвращаются к нам в обмен

на наши естественные знания и способности, которые были даны нам Провидением в

этом бренном, вечно меняющемся мире как их тленное, преходящее подобие.

НАЗНАЧЕНИЕ МИСТЕРИЙ

Мы не сможем четко уяснить себе цель и назначение масонства, если не рассмотрим

предварительно задачи, которые ставили перед собою другие, более древние

системы, чьим преемником является наш масонский Орден. А стремились они прежде

всего к облегчению и ускорению духовной эволюции тех, кто желал

усовершенствовать собственную природу и ради этого был готов подчиниться

правилам жесткой самодисциплины. Таким образом, древние мистерии представляли

собой нечто гораздо более серьезное и значительное, нежели просто прохождение

кандидата через серию формальных ритуалов, как это делается сейчас. Очевидно,

что величественные древние сооружения (хотя бы те из них, что сохранились до сих

пор) были воздвигнуты с таким огромным трудом и мастерством не только для

театрализованных церемоний — для этого было бы достаточно и тех скромных

помещений, что используются сейчас нашей Ложей по вечерам, после бурного,

заполненного делами и мирскою суетой дня, для отправления нехитрых формальных

ритуалов. Огромный объем литературы и даже сохранившиеся до наших дней

иероглифические тексты, посвященные мистериям, свидетельствуют о том, насколько

серьезную и нелегкую подготовку должен был пройти кандидат под квалифицированным

руководством Учителей, некогда выдержавших те же самые испытания, дабы обрести

способность вести за собой новичков. Это была сложная, но точная наука,

требовавшая от ученика максимума времени и энергии. Это была самая возвышенная,

величественная и священная наука человеческой души и искусство возвращения из

естественного состояния назад, в сверхъестественное. Воспоминания об этом

великом труде до сих пор живут в наших отзывах о масонстве как о «благородной

науке» и «королевском искусстве»; правда, сейчас эти эпитеты уже порядком

обесценились, несмотря на то, что каждый новоявленный член Ордена обязан

каждодневно совершенствоваться в масонской науке, и каждый, кому доверено место

председателя Ложи, должен заслужить титул Мастера искусств и наук.

Однако эта древняя наука доступна лишь тем, кто морально и духовно готов к ее

восприятию, а таковыми являются далеко не все. Она предназначена только для тех,

кто сам хочет вырваться из моральной и интеллектуальной тьмы, в которую

погружено все нормальное человечество, хотя оно об этом даже не подозревает, ибо

тьма не может разглядеть свет, пока он сам не проявится внутри человека. Она —

для тех, кто ищет путь, истину и сверхъестественную жизнь и готов, отказавшись

от суетной погони за «деньгами и презренным металлом», сосредоточить всю свою

энергию на развитии высших принципов собственной природы, что возможно только

при условии подавления и подчинения всех низменных склонностей.

Эволюцию, признаваемую ныне универсальным процессом в природе, принято считать

современным открытием. Но древняя школа Мудрости знала о ней и действовала в

соответствии с этим знанием за много веков до того, как ее снова открыли

современные ученые. Ранее признавалось, что во всей Вселенной существует только

одна Жизнь — дифференцированная и раздробленная на бесчисленные формы и

эволюционирующая в них от простого к сложному. Следуя масонской метафоре, вся

природа — это огромная каменоломня и бескрайний лес, из которых индивидуальные

жизни извлекаются наподобие камней и бревен, дабы после надлежащей обработки

они, уже совершенные и идеально пригнанные друг к другу, составили новый, более

возвышенный синтез — величественный храм, достойный называться домом Бога, одним

из прототипов которого был знаменитый храм Соломона. Вся жизнь пришла с

«Востока» — из великого мира Безграничного Духа, и переместилась на «Запад» — в

малый мир конечных форм и воплощений, откуда ей, надлежащим образом очищенной и

усовершенствованной в этих суровых условиях, предстоит вернуться опять на

«Восток». Поэтому, когда наших признанных Подмастерьев спрашивают во время

лекций, откуда они пришли и куда идут, они отвечают, что движутся назад из своей

временной обители на Западе к вечному Востоку. Этот ответ перекликается с

другим, более