У. Л. Уилмхерст

Масонское посвящение

стороне мира и убеждался в

том, что аналогичным образом устроен и он сам. Ему говорили о непрерывном

движении материи, о недолговечности телесных форм и о вечной и неистребимой

жизни, или Духе, который снизошел до уровня материи и воплотился в ней,

размножившись и облачившись в бесчисленное количество форм, качественно

варьирующихся от минералов до человека, а также о том, что эта прогрессия не

стоит на месте, но неуклонно движется вперед к своей главной цели — обретению

совершенства. Ему демонстрировали двойственность космического принципа эволюции

и инволюции, следуя которому растворенная во всей Вселенной жизненная сила

нисходит и подчиняет себя материальным ограничениям и физическим законам, а

затем, обогащенная опытом, вновь восходит и покидает физический мир. Ученик

узнавал о существовании различных уровней и планов Вселенной, о том, что

некоторые из них — материальные, а некоторые — эфирные, и что каждый план в свою

очередь делится на подпланы, в соответствии с великим замыслом мироустройства.

Все эти уровни и планы последовательно связаны между собою, образуя своего рода

огромную лестницу, состоящую из множества ступеней, или ярусов — лестницу,

которую Теннисон описал однажды как

«Самый высокий на свете алтарь,

Ведущий из тьмы прямо к Богу».

В древних системах кандидата, прежде чем допустить к посвящению, в обязательном

порядке инструктировали по всем этим вопросам. Полученные знания помогали ему

лучше понять собственную природу, а также устройство мира и свое место в нем. С

их помощью кандидат мог осознать собственные эволюционные способности и

предназначение науки посвящений как эффективного средства ускорения духовного

развития тех, кто в достаточной мере подготовлен к ее восприятию и может

осознанно содействовать ускорению закономерных космических процессов. Усвоив эти

знания, ученик волен либо продолжить путь к посвящению, согласившись со всеми

предписываемыми требованиями, жертвами и дисциплинарными ограничениями, либо

отступить и отказаться от последующего обучения, если он чувствует, что ему

недостает желания или мужества посвятить себя служению столь труднодосягаемой

цели. Полная свобода воли всегда была важнейшим условием этого важнейшего

выбора, открывавшего (или, напротив, закрывавшего) доступ к посвящению; и

опять-таки, отсутствие принуждения в обязательном порядке требуется для

вступления в ряды современного масонства.

Однако современный масон не получает систематизированных знаний о космологии и

потому вынужден довольствоваться теми туманными представлениями, которые он смог

самостоятельно почерпнуть из разных источников; это касается не только

космологии, но и многих других, тоже весьма важных аспектов масонского учения. А

в результате предпринимаемые ныне попытки приобщить масонов к сим disciplina

arcani часто наталкиваются либо на полное отсутствие интереса, либо на стену

недоверия, поскольку многие коллеги воспринимают их как материю до сих пор

толком непознанную или даже вовсе непознаваемую. Скептицизм, свобода и

независимость суждений о предметах более или менее оккультного характера,

безусловно, хороши и полезны для внешнего мира и присущего ему образа жизни. Но

они абсолютно чужды и неприемлемы для тех, кто, войдя в храм посвящений, твердо

решил замуровать за собою дверь, ведущую обратно во внешний мир, и, отринув все

свои прежние представления, стать смиренными и благодарными учениками, жаждущими

приобщиться к знаниям более высокого порядка. Там, где все считают, будто уже

достаточно знают об устройстве Вселенной и о своем месте в ней, или же,

напротив, полагают, что вполне можно обойтись и без оных, в обоих случаях

предпочитая собственное суждение всем прочим, вряд ли удастся найти подходящего

кандидата на подлинное посвящение. Впрочем, и книга моя предназначена вовсе не

для них. Я пишу ее для тех немногих Братьев, которые готовы учиться всему, что

может предложить им масонство, и потому сами ищут знаний и руководства.

Им я могу сказать для начала, что масонство, демонстрируя своим последователям

лестницу, предлагает тем самым многозначительный символ, осмысление которого

способно, образно выражаясь, «широко раскрыть глаза воображения». Разумеется, в

наставительных лекциях символ лестницы связывается прежде всего с «лестницей

Иакова» — общеизвестным библейским эпизодом. При этом ей придается главным

образом нравственное значение — как символическому пути, по которому человек

может подняться