У. Л. Уилмхерст

Масонское посвящение

какой-нибудь рядовой, частной Ложи. Ибо первичные Ложи и есть основа масонского

Ордена, а его высшие чины на нынешнем этапе — всего лишь их представители,

исполняющие административные или почетные должности. Но придет время, когда эти

иерархи тоже поймут собственное символическое значение и снизойдут в Ложи

простых Каменщиков уже не как ораторы, произносящие торжественные речи, но как

истинные носители масонской мудрости, миссионеры-наставники и выразители

масонской истины. И всё же началом преобразований должна стать именно

периферийная Ложа. Одна из Лож, городских или окружных, строя свою масонскую

деятельность на принципах, изложенных в этой книге, должна сыграть роль

«закваски», распространяющей свое благотворное влияние на соседние Ложи и далее.

Не исключено, разумеется, что на первых порах эти нововведения натолкнутся на

сопротивление и насмешки со стороны тех, кто вполне удовлетворен прежними

методами работы и еще не готов к восприятию более возвышенных целей, ибо

«народы» с более приземленным мировоззрением всегда «восстают» против любого

отклонения от привычного образа жизни и любого новшества, ставящего под сомнение

их мудрость. Подобное противодействие следует принимать терпеливо и беззлобно,

зная, что шумные протесты вскоре утихнут перед лицом спокойной и непреклонной

приверженности принципам. Более того, в условиях неуклонного повышения масонских

стандартов постепенно сама собою разрешится проблема допуска в масонские Ложи

морально и интеллектуально не подготовленных к этому людей.

Не следует думать, что в этой книге я хотя бы косвенно призываю своих Братьев к

прекращению или радикальному изменению текущей масонской деятельности или же к

отрицанию установившихся традиций и авторитета нынешнего руководства Ордена,

поскольку ныне существующие формы деятельности как нельзя лучше приспособлены к

нынешнему состоянию Братства. Таким образом, если речь идет о чем-то большем,

нежели просто исправление мелких, частных недостатков, то радикальное

реформаторство оказывается сопряженным с опасностью потревожить древние вехи,

установленные с гораздо более мудрым расчетом, нежели это нам кажется сейчас.

Даже при нынешнем положении вещей та поспешность, с которою обычно производятся

церемонии, зачастую рассматриваемые всего лишь как предписываемая традицией

эксцентричная формальность, чревата опасностью сокращения и упрощения положенных

ритуалов, что может привести к забвению и утрате некоторых важных и ценных

фрагментов оккультной истины. К сожалению, сейчас эта тенденция начинает

проявляться даже на официальном уровне.

И всё же некоторая гибкость в вопросах ритуала может оказаться вполне уместной и

даже желательной в тех случаях, когда речь идет о восхождении на очередную

ступень. Ведь когда ритуал производится формально, чисто механически, то и

результат часто оказывается только механическим, тогда как смысл церемонии

ускользает или искажается до неузнаваемости. А потому не будет ничего плохого в

том, чтобы предварять и сопровождать официальный ритуал собственными словами

объяснения и ободрения, ибо этим достигается б`ольшая эффективность обряда: он

приобретает более личный, сокровенный характер, пробуждая в посвящаемом чувство

воссоединения с живою истиной и с Братством, для которого сия истина — не просто

некая абстракция, но очевидная и неоспоримая реальность. Более того, в целях

создания оптимальной обстановки и благоприятных для проведения церемонии

условий, перед появлением кандидата председателю следует напомнить всем

собравшимся Братьям, что им предстоит участвовать в очень важном и торжественном

действе, которое потребует от них предельной концентрации мысли и воли, дабы

церемониальный процесс смог трансформироваться в духовный (и не только в

посвящаемом, но и в них самих). Также и ритуальную подготовку кандидата перед

его появлением в Ложе следует воспринимать не просто как некую несущественную

формальность, но относиться к ней со всею серьезностью, как к священнодействию.

Важность этого акта следует довести до сведения не только самого кандидата, но и

всех без исключения участников ритуала. Все Братья должны понять, что в

масонском церемониале нет ни одной бесполезной или малозначительной детали; и

чем больше они будут прилагать усилий к тому, чтобы вникнуть в смысл даже самых

простых и, на первый взгляд, совершенно незначительных подробностей ритуала, тем

более очевидной будет для них эта истина.

Помимо вышесказанного,