У. Л. Уилмхерст

Масонское посвящение

самым настоятельным требованием человеческой души, истинное посвящение

невозможно, да и сам кандидат еще не готов к тому, чтобы настаивать на нем. Не

может рассчитывать на приобщение к сверхъестественному Свету и на достижение

возвышенного состояния просветленной души тот, кого устраивает его нынешняя

жизнь, кто не считает себя невежественным, но мнит уже просветленным или

признает реальной жизнью свое смертное существование. Ведь только осознав

иллюзорность и непостоянство нашего мира и его ценностей, человек может начать

освобождаться — в своих желаниях и помыслах — от власти «денег и презренного

металла». Если же этого до сих пор не произошло и сохраняется еще хоть какая-то

«привязанность к миру», Свет по-прежнему остается скрытым за ее завесою,

откладывая посвящение «до лучших времен». Причем под «привязанностью к миру»

подразумеваются не только деньги или какие-то иные материальные блага. В это

определение следует включить абсолютно всё, что цепко держит нас, не позволяя

вырваться из пут внешнего мира: наши интеллектуальные навыки, наши идеи и

предубеждения насчет истины, ментальные привычки и упрямство, которые мы успели

приобрести (пусть даже из самых благородных побуждений) за время своего

пребывания во тьме. Всё это составляет наши «мирские приобретения», но сии

приобретения — вовсе не подлинное Богатство, а только путы, препятствующие

освобождению. Парадоксально, но факт: для того чтобы «приобрести», мы

действительно должны «потерять». Если мы хотим найти Свет не только на словах,

но и на деле, мы должны отринуть все, чему научила нас тьма. Претендент на

посвящение в мистерии должен стоять у двери, искренне признавая себя заблудшим и

невежественным, готовым уподобиться ребенку и полностью подчинить себя новым

условиям и правилам жизни. Немногие готовы к подобному акту саморазоблачения и

отречения от всего, к чему они, будучи уже состоявшимися в привычном им мире

людьми, успели прикипеть и разумом, и сердцем. Многие ли из тех, кто уже

пообещал принести подобную жертву во время церемоний, готовы реализовать свои

обещания на практике? Если бы им правдиво описали путь, ведущий к истинному

посвящению, они, пожалуй, повернули бы вспять, обливаясь слезами, ибо

«приобретения» их велики, а они еще не готовы променять их на неосязаемую и

потому сомнительную награду.

В таком же широком смысле следует трактовать и требование достижения

претендентом «полного освобождения». Это освобождение должно быть скорее

нравственным, нежели социальным, и заключаться в добровольном служении

намеченной цели и преодолении всех привязанностей, мешающих ее достижению.

Следует сосредоточиться исключительно на приобщении к всемирному Братству

посвященных, оставив все менее значительные мирские связи. Посвящаемый должен

достичь того возраста, когда его физические и умственные качества достигнут

полного расцвета, дабы он смог выдержать предстоящие ему испытания. Но для

достижения наивысших стадий человеческой эволюции необходима не только

физическая, но и духовная зрелость (чем может похвастать далеко не каждый).

Зрелые суждения, зрелый интеллект и достигшее зрелости тело нужны еще и потому,

что во время посвящения психика и разум человека подвергаются значительным

нагрузкам, которые ментально неподготовленного соискателя могут привести даже к

сумасшествию. Высоконравственный образ жизни (или целомудрие) тоже является

обязательным условием, поскольку процесс превращения включает в себя

физиологические изменения в организме, требующие строгого воздержания и

предельной чистоты.

И еще одно условие: претендент должен обладать доброю славою. Это означает не

столько безупречную репутацию, сколько то, что посвященные подвергают его

предварительной проверке, дабы убедиться, что он духовно восприимчив к

предлагаемым ему новым идеалам и обладает «правильным звуком» — то есть отражает

звук надлежащим образом, подобно монете, которую проверяют на подлинность,

постукивая по ней. В древнеегипетских ритуалах, замечательно описанных в «Книге

мертвых», часто встречается эпитет посвященного — «обладающий правильным

голосом». Это то же самое, что и наше масонское определение «обладатель хорошего

отзыва». Не следует воспринимать это качество просто как неспособность кандидата

к вероломству и лицемерию, тем более что сии пороки не нуждаются в словах и

голос здесь совершенно ни при чем. Дело здесь в другом: голос человека должен

отражать присущую его обладателю духовность,