У. Л. Уилмхерст

Масонское посвящение

в Британии —

Сноудон. И если сии священные вершины были когда-либо (а они действительно были)

местом проведения тех или иных религиозных ритуалов, то своею святостью они

обязаны все-таки не этим обрядам и церемониям, но прежде всего — стоявшим за

ними мистическим идеям. Самые названия этих гор в большинстве своем образованы

от терминов, характерных для религиозных учений, получивших распространение в

данном регионе, и потому составляют нечто вроде духовной географии, заботливо

хранимой теми народами, чье духовное наследие признано во всем мире (например

индусами, греками, евреями). Опять же, материалистические склонности

человеческого разума часто приводили к овеществлению и географической

локализации того, что изначально являлось исключительно духовной идеей.

Когда о посвященных прошлого говорили, что они открывали Ложи или проводили свои

обряды на той или иной горе или вершине холма, это означало только то, что они

обращались к деятельности высшего духовного порядка — недоступной и непостижимой

для нынешнего рядового масона, коему знаком, как правило, лишь один вид

деятельности — церемониальный. На самом же деле местом собрания Ложи вовсе не

обязательно служила какая-то физическая возвышенность, чему мы могли бы привести

массу примеров. То, что под восхождением на гору подразумевалась определенная

сверхфизическая работа, можно заключить хотя бы из афоризма, бытовавшего среди

посвященных одной высокой ступени старого шотландского масонства. Со

своеобразным юмором, который человеку несведущему может показаться несколько

странным и непочтительным, они говорили, что их Ложа изначально собиралась на

одном из холмов на севере Шотландии, где «петух никогда не кукарекал, лев

никогда не рычал, а женщина никогда не болтала». В традиционной эзотерической

терминологии (равно как и в Библии) «север» означает всё то духовное, что

никогда не проявляется, в то время как три остальные главные страны света

обозначают разные степени духовного проявления. Упоминание петушиного крика

указывает на запятнанную совесть святого Петра, не позволившую ему выйти за

пределы бренного мира и свидетельствующую о его духовном несовершенстве. Лев

символизирует дьявола, который «бродит аки лев рыкающе» в нижнем мире, будучи не

в состоянии пробраться в вышние, Райские сферы. Третий символ напоминает о

созерцательном молчании души («женщины»), вознесшейся на тот высокий уровень

жизни, о котором псалмопевец говорит, что «там нет ни речи, ни языка, но голоса

их слышны между ними». Гомер подтверждает ту же самую истину в «Одиссее», где

Улиссу говорят в связи с определенного рода мистериями следующее: «Храни

молчание; уйми свой разум и ничего не говори; так поступают Боги на Олимпе».

Предоставим читателю самому строить предположения относительно характера

духовной деятельности истинных посвященных. Скажем только, что сия деятельность

осуществляется не в физическом теле и не через посредство физических

способностей; для нее требуются способности более высокого порядка, нежели те,

которые может развить в себе в наши дни обыкновенный человек, и ареною для нее

служит не физический мир, но эфирные уровни. Замечательным примером подобного

рода работы может служить приведенное в 19-й и 24-й главах Исхода описание Ложи

старейшин, или посвященных адептов Израиля на «Горе Синай». Впрочем,

просвещенный читатель сможет обнаружить аналогичные примеры и во многих других

фрагментах обеих частей Священного Закона, равно как и в иных мистических

текстах.

Переходя от сложных философских понятий к более простым вещам, мы можем сказать,

что всякий, кто стремится стать истинным посвященным и мечтает о той работе,

которая возможна лишь на вершинах гор (а кроме посвященных к ней никто не может

быть допущен), должен сперва подчиниться Закону Горы. Сей Закон назван так,

видимо, потому, что связан с возвышенными учениями и абсолютно иным образом

жизни, нежели тот, коему следует сейчас непосвященное большинство. У нас этот

факт получил отражение в общеизвестном предписании, согласно которому поведение

масона должно «отличать его от других людей и возвышать над ними» (то есть быть

более совершенным, а не просто экстравагантным). Отсюда и то наставление,

которое Великий Мастер передал своим посвященным ученикам, известное как

«Нагорная Проповедь» якобы из-за того, что оно было передано на склоне холма.

Имеется, однако, немало других изложений посвятительной науки, известных под тем

же названием,