У. Л. Уилмхерст

Масонское посвящение

совершенный должен совместить в себе обе эти противоположности; для

него, как и для его Создателя, Свет и тьма должны слиться воедино.

Это старое как мир тайное учение — общее как для Востока, так и для Запада, для

пифагорейцев и платоников, равно как и для всех школ посвящений, — наиболее

ясным и сжатым образом изложено в диалоге Платона «Федон», на который обращается

внимание каждого масонского ученика как на самое поучительное сочинение,

раскрывающее мистическую сторону науки. В нем говорится о существовании всё того

же великого ритма жизни и смерти и о том, как душа в процессе своего

эволюционного продвижения создает для себя телесные одежды, а потом изнашивает

их, непрестанно переходя из объективного состояния в субъективное — от трудов к

отдыху и обратно, во исполнение своей великой цели — самоосознания. И если

Платон, следуя данной ему (вполне справедливой, на мой взгляд) характеристике,

действительно был Моисеем для аттических греков, то вряд ли можно будет

удивляться тому, что в словах самого Моисея обнаруживается то же самое

посвятительное учение, изложенное в зашифрованной форме. Разве не говорится в

известном псалме Моисея, что человек постоянно «подвергается разрушению», но

затем слышится глас, призывающий: «Восстаньте, сыны человеческие!»; и что

субъективный духовный мир служит человеку убежищем, где он обретает покой между

объективными проявлениями? И чем же, как не перефразированным воспроизведением

этих же самых великих слов утешения является масонское учение, согласно которому

в процессе самосовершенствования душа периодически призывается то к труду, то к

отдыху? Душа обязана трудиться, но должна и отдыхать от трудов; в субъективном

мире душе каждого Брата надлежит вкушать плоды собственной объективной

деятельности, ибо они неотступно следуют за нею. И так будет продолжаться до тех

пор, пока не завершится предначертанная ей работа: тогда душа «превратится в

столп в Доме Бога и не выйдет из него более» в нашу подлунную мастерскую, где

она была трудолюбивым Каменщиком, создающим самое себя.

«Не за динарий ли ты договорился со мною?» — вопрошает в притче Великий Мастер.

И диск монеты в данном случае символизирует целостность, самодостаточность и

завершенность, всегда изображаемую в виде круга, — то самое состояние, к

достижению которого должен стремиться каждый масон. Замкнув круг собственного

бытия, человек получит честно заработанный динарий и всю остальную «плату»,

которая ему причитается, но не только это: ибо круг его теперь уже сияющего

существа уподобится животворящему солнцу, и он сможет сказать, вслед за

египетскими посвященными, наблюдавшими в часы рассвета, как удаляется от песков

пустыни устремленный в лазурную высь солнечный диск: «Я — восходящий Ра!»

ВЕЛИКАЯ ВЕРХОВНАЯ ЛОЖА

В ритуалах Ордена упоминается также существующая выше Великая Верховная Ложа со

своим Великим Мастером и служителями. Вполне естественно, что данное упоминание

трактуется обычно как изъявление благочестивой убежденности в том, что наиболее

достойные масоны после смерти вновь объединяются, образуя на небесах сию Великую

Ложу.

Что и говорить, эта вера несомненно делает честь тем, кто ее разделяет; но тем

не менее есть все основания полагать, что изначальное представление об этой Ложе

было совершенно иным. Сие предположение основывается на многовековой

эзотерической традиции, согласно которой небесная масонская Ложа не просто

существует параллельно, но предшествует по времени масонскому Братству на земле.

И если бы это было не так, то земной Орден вообще не смог бы появиться на свет;

ибо, согласно все той же гипотезе, наше масонское Братство является лишь тенью и

физическим отражением аналогичной ему иерархической структуры, существующей в

сверхфизическом мире. Иными словами, земной масонский Орден есть следствие и

порождение Великой Верховной Ложи, а не наоборот. Последней вовсе не обязательно

пополнять свои ряды усопшими членами первого, поскольку смерть тела per se еще

не является пропуском в Великую Верховную Ложу (для этого, как опять же

свидетельствует традиция, необходимо обладать определенными качествами и

познаниями). В то же время жизнь в физическом теле нимало не препятствует

вступлению в Небесную Ложу должным образом подготовленного масона, который, даже

оставаясь во плоти, может обрести способность осознанно сотрудничать с нею.

Несложно проследить сходство между этим учением и созвучной ему теологической

доктриной