У. Л. Уилмхерст

Масонское посвящение

из учеников

уже заключен собственный внутренний Свет, а стало быть, ему надлежит очистить

себя самого от всех заблуждений и иллюзий, дабы этот осознанный в конечном итоге

Свет смог воссиять в полную силу.

И когда придет время и ученик будет во всех отношениях готов к восприятию

истины, он действительно сможет лицезреть своего Мастера, встретиться с ним

лицом к лицу, уже зная, кто перед ним. Но даже в этом случае следует помнить,

что Мастер, будучи человеком прежде всего духовным, не должен восприниматься как

отдельная, полностью самостоятельная персона, пусть даже он являет себя миру

именно таковым. На самом деле он всегда связан с другими людьми своего уровня, и

вместе они образуют единую группу, все члены которой обладают сознанием на

уровне Духа. А Дух, как известно, универсален и неподвластен ограничениям

времени и пространства. То, что узнает один, становится достоянием всей группы,

и наоборот. Вспомните Всевидящее Око, вселенского Стража, который наблюдает за

вами и знает все свойства вашего духа, даже если вы сами ничего не знаете о нем.

Таким образом, до тех пор, пока ученик не встретил своего Мастера, необходимо

продолжать поиск, ни на миг не теряя уверенности в его благополучном завершении.

И можно не сомневаться в том, что на всем протяжении этого поиска вы будете

получать самые разнообразные подтверждения того, что Всевидящее Око неотступно

наблюдает за вами, поддерживая вашу уверенность в правильности избранного пути.

Эти подтверждения могут поступать из самых разных, порою совершенно неожиданных

источников: из случайно попавшейся на глаза цитаты в ничем не примечательной на

первый взгляд книге, из разговора с совершенно незнакомым человеком или со

старым другом, который, сам того не замечая, вдруг произносит очень мудрую и

важную для вас фразу. Такими и многими другими возможными способами невидимый

Мастер заявляет ученикам о своем присутствии, и количество подобных свидетельств

внимания и доброжелательного участия Мастера в нашем поиске будет

пропорционально нашей собственной настойчивости и интенсивности наших трудов.

Известно, что одна святая женщина — великая британская поэтесса — с такою

страстью стремилась найти своего Мастера, что не оставляла без внимания даже

самые ничтожные, казалось бы, детали повседневной жизни. Говорят, она даже

подбирала на улице клочки изорванной бумаги в надежде, что они подскажут ей

долгожданное имя или же подадут какой-нибудь иной знак от неведомого пока

наставника. А еще один человек объехал наугад полмира в поисках Мастера и

однажды на улице чужестранного города действительно нашел его. Он просто узнал

своего Учителя в толпе людей, хотя и не видел его никогда раньше, остановился

перед ним и сказал: «Мастер, научи меня!» — и на этом его поиск завершился.

Следовательно, Мастер, которого необходимо найти, — это не просто какой-то

человек; речь здесь идет скорее о комплексном — абстрактном — и, если хотите,

мистическом понятии, охватывающем тем не менее вполне реальный круг людей,

сплоченных в единое Братство Мастеров. Поиск собственного, индивидуального

Мастера подразумевает, таким образом, поиск контакта со всей группой духовно

связанных с ним посвященных. И наоборот, поиск абстрактного, имперсонального

наставления может сблизить человека со вполне реальной личностью некоего Мастера

— одного из членов мистической группы. Жизнь в царстве Духа предполагает

единство, а не разделенность; и потому для всех ищущих масонов — где бы они ни

жили и к какой бы нации и религии ни принадлежали — есть лишь один Великий

Мастер и Иерофант, но проявляться он может в самых разных обликах. Подобно тому,

как в Ложе Каменщиков есть только один Мастер, но этого Мастера могут замещать

другие его коллеги того же ранга, так и Великий мировой Учитель может отправлять

со своих недосягаемых для простого смертного высот различных заместителей,

представляющих его в наших мрачных глубинах.

До сих пор мы говорили только о «внешнем» поиске Мастера. Однако искать его

следует не только во внешнем мире, но и в себе самом, поскольку то, что уже

осмыслено и достигнуто субъективно и духовно, легче затем найти и узнать в

объективном мире. Великий индийский учебник посвящений (Бхагавадгита) гласит:

«В сердцах людей живет Учитель,

Направляющий их деяния и, играя на тончайших струнах,

Заставляющий их танцевать по своей воле. Всею душой

Доверься Ему, и Его лишь призывай на помощь.

Только так достигнешь ты,