У. Л. Уилмхерст

Масонское посвящение

желании заключена

великая сила; и когда они сфокусированы на кандидате, ум и сердце которого

готовы к восприятию нашего посвящения, есть все основания надеяться на то, что

ему удастся достичь подлинного духовного роста. В противном же случае дело

ограничится простым выслушиванием формальных «заклинаний».

Кроме того, мы уже вряд ли когда-нибудь услышим слова вроде того, что «Ложа

делает определенные успехи», либо персональные похвалы в адрес того, кто

«неплохо выполняет свои обязанности». Делает ли наша Ложа успехи в плане

духовной эволюции или нет — это ведомо одному лишь Богу, коему мы и должны

возносить свои похвалы в случае, если нам действительно удастся сделать что-либо

полезное. А единственным критерием успешной работы Ложи является, пожалуй,

только ее способность эффективно влиять на образ жизни тех, кто в нее вступает,

ее трансформирующее воздействие на их ментальный и моральный облик.

Помещение Ложи должно стать святым местом — Храмом, посвященным масонской работе

и предназначенным исключительно для этой цели, ибо оно символизирует Храм

человеческой индивидуальности. И мы — проповедующие необходимость изгнания

всяких мыслей о деньгах и презренном металле как обязательное условие для

достижения подлинного посвящения и унаследовавшие от предков важное предание о

Мастере, который бичом прогнал из храма всех торговцев, — я уверен, без особого

труда поймем, почему нам следует заботиться о чистоте и святости нашего

символического Храма, не допуская его использования в каких-либо посторонних

целях. Это правило имеет очевидный практический смысл, так как, если помещение

постоянно служит одной и той же цели, атмосфера в нем пропитывается и заряжается

определенными мыслями и идеями, беспрестанно создаваемыми людьми, которые здесь

бывают. Возникает своего рода устойчивая атмосфера духовности, благотворно

влияющая на всякого входящего и в значительной мере повышающая эффективность

посвящений, производимых в этом Храме. И наоборот: неупорядоченное использование

помещения оскверняет его атмосферу, нейтрализуя ее духовное влияние.

Посещение других Лож будет преследовать уже не просто организационные цели; как

и в древние времена, основной задачей станет обмен знаниями и опытом,

распространение духовных достижений или даже духовная и моральная поддержка тех

Лож, которые в ней нуждаются. Нет практики более полезной, нежели взаимодействие

между Ложами, объединенными общею целью; и нет права более священного, нежели

право ищущего Свет рассчитывать на гостеприимство и помощь своих коллег, где бы

они ни находились. Нынешняя практика массовых посещений лишь отвлекает от

полезной работы, которой нам надлежит заниматься, и напоминает скорее грустную

пародию на издавна существовавшую привилегию, позволявшую представителю одной

школы мистерий посещать другие такие же школы (зачастую находившиеся довольно

далеко, порою даже в чужой стране) с целью расширить свои познания или же,

напротив, поделиться ими.

Назначение на должности не должно зависеть ни от очередности, ни от стажа

членства в Ордене, ни тем более от социального статуса во внешнем мире.

Единственным критерием должна быть духовная опытность — способность вести коллег

к истинному просветлению и должным образом направлять работу Братства. Мелкая

зависть и скрытая досада, которые нередко можно наблюдать во время ежегодных

назначений, исчезнут вовсе, ибо они продиктованы всё тем же презренным металлом,

присущим самой человеческой природе, хотя каждому, кто предлагает свою

кандидатуру на какую-нибудь должность, следует заблаговременно от него

избавиться. Если бы мы в полной мере представляли себе всю серьезность

посвящений, то скорее смиренно отказывались бы от предлагаемых нам должностей,

вместо того чтобы стремиться к ним, как сейчас. Нельзя забывать, что после того,

как человек уходит из внешнего мира и пересекает порог Ложи, его система

ценностей коренным образом меняется, поскольку изменяется его отношение к

собственной личности; точнее сказать, ощущение таковой исчезает полностью.

Отныне человек трудится не ради достижения какой-то персональной цели, но

принимает участие в общем, коллективном труде Братьев перед лицом Бога, для

которого все люди равны и который сам решает, кто из них наиболее достоин стать

проводником Его воли. А потому — «пусть наибольший среди вас выглядит как

наименьший»; ведь часто бывает так, что самый незначительный с виду человек на

поверку оказывается самым