У. Л. Уилмхерст

Масонское посвящение

белые и черные

клетки, а на то, что они все равно пребывают в единстве, указывает обрамляющий

их символический барьер.

Таким образом, под символом «G» подразумевается вселенский Дух Божий,

присутствующий во всех вещах и объединяющий их. В его роли может выступать также

еврейская буква Йод — десятая буква еврейского алфавита, на основе которой

созданы все прочие буквы, в соответствии с истиной, гласящей, что все

сотворенные вещи являются вариациями единого Первоисходного Духа. В

наставительной лекции, относящейся к ступени, которая выходит за рамки нашего

нынешнего исследования, символ «G» представлен сразу в трех значениях:

1) Слава Божия (или слава, которая внутри);

2) величие и великолепие совершенства, коего человек достигает, будучи

посвященным в единство с Богом, пребывающим в центре его самого;

3) Гом-Эль — еврейское слово, восхваляющее Божественную силу и добродетель,

побуждающие человека стремиться к совершенству и к воссоединению творения со

своим Творцом. Согласно еврейской традиции, Гом-Эль — это также то слово,

которое произнес Адам, когда впервые узрел красоту Евы и осознал предназначение

человечества.

В египетских мистериях эквивалентом «G» служил солнечный символ Ра — Духовного

Солнца. В великом храме греческих мистерий в Дельфах, где на протяжении

семнадцати столетий проводились элевсинские посвящения, его заменяла пятая буква

греческого алфавита E (эпсилон), поскольку число пять является в пифагорейской

системе нумерологическим символом человека, в соответствии с его пятью

чувствами, пятью лучами, образуемыми двумя его руками, двумя ногами и головой, а

также другими соображениями, более сложного характера. Отсюда проистекает и

пятиконечная звезда (или пентаграмма), тоже символизирующая человека и

разносторонность доступных ему истин. В ритуалах, описанных в «Книге мертвых»,

кандидат называется «обладателем пяти». Сообщество масонов-практиков делилось на

группы по пять человек, а Ложа масонов-теоретиков до сих пор состоит из пяти

Братьев. Все эти факты имеют гораздо более глубокое значение, нежели может

показаться на первый взгляд; однако нам вряд ли стоит обсуждать это здесь во

всех подробностях. Скажу лишь, что оно имеет непосредственное отношение к

нынешней стадии человеческой эволюции.

Плутарх называл эту букву «E» символом огромной важности и поучительности и

добавлял также, что она могла существовать в трех формах (соответствующих нашим

трем ступеням): вначале — деревянная, затем — бронзовая и в конце концов —

золотая. Эта последовательность соответствовала постепенному совершенствованию

под влиянием обязательных для кандидата дисциплинарных правил нравственной и

духовной природы человека. Кандидат уподоблялся сперва мягкому, непрочному

дереву; затем приобретал крепость бронзы, которая, однако, еще не является

чистым металлом, так как представляет собой сплав. Лишь после этого он мог

очиститься до настоящего золота — символа обретенной чистоты, мудрости и

совершенства, к коим и должен вести процесс посвящения.

Однако помимо вышеназванных, этот центральный символ имел еще одно, более

глубокое значение. Великие посвятительные храмы древности, равно как и некоторые

исторические христианские церкви (например, храмы Ионы и Гластонбери, с которых

началась христианизация Британии), воздвигались на особых точках поверхности

земли — своего рода магнетических центрах, являющихся средоточиями духовной

силы, способствующей проникновению в наш мир потоков божественной энергии,

распространяющихся затем из этих мест на сопредельные территории. Местоположение

таких «узловых точек» во все времена было известно посвященным, называвшим их

греческим словом «омфалос», что значит «пуп», или мистический центр. Именно с

такой целью в месте, пользовавшемся божественным покровительством, был возведен

знаменитый Дельфийский храм; и мы знаем, что на протяжении семнадцати веков он

оставался источником Света и центром религии для всего цивилизованного западного

мира.

Ныне сей исторический факт и оккультный принцип воспроизведены в масонстве.

Каждая Ложа и каждый центр посвящений теоретически должны быть (хотя на практике

данное условие выполняется сейчас далеко не всегда) расположены в одном из таких

мест, благотворно влияющих не только на процесс посвящения тех, кто обретается в

их стенах, но и на духовное возвышение всех живущих поблизости от этого места

непосвященных людей. «Не может укрыться город, стоящий на вершине горы».