У. Л. Уилмхерст

Масонское посвящение

всё той же истины, суть которой

заключается в том, что все противоположности, сколько их ни есть в этом мире,

исчезают в высшем единстве, из которого все они исходят, что все так

называемые противоречия — на самом деле всего лишь различия, что различия эти

могут проявляться на разных уровнях, что все эти уровни имеют аналогичную

структуру, что сущность всего бытия заключена в неразрывной целостности и что

мы в буквальном смысле пребываем посреди Бесконечности. Этот процесс

распознавания противоречий совершенно не поддается описанию, поскольку они в

огромном множестве проносятся в просветленном разуме, подобно стремительному

вихрю».

У. Джеймс. «Воля к Вере»

Сравним теперь это описание приобщения к центральному Свету со свидетельством,

оставленным истинным посвященным.

«Весь мой дух как будто вырвался за ворота преисподней, и Бог принял его в

свои руки и в свое сердце. С чем сравнится это чувство? Разве что с

воскресением в последний день. Ибо я узрел — и говорю это со всем почтением —

глазами своего духа самого Бога. Я увидел то, каков Он — Бог, и то, почему Бог

именно таков, каков Он есть. Врата Божественных мистерий временами открывались

предо мною настолько широко, что за какую-нибудь четверть часа я успевал

увидеть и понять много больше, чем мог бы узнать за многие годы учебы в

университете. Я увидел и узнал Существо всех Существ, мироздание и хаос,

рождение Сына и продвижение Духа. Я увидел начало и первоисточник этого мира и

всех его творений. У самых истоков я разглядел Божественный мир, мир Ангелов,

Рай, а за ним следовал наш мир, погруженный во тьму. Я увидел начало добра и

зла, подлинный источник и суть каждого из них. И это продолжалось со мной на

протяжении двенадцати лет. Временами истина обрушивалась на меня, подобно

разрушительному шторму с грозою и проливным дождем, но, как всегда, после

ливня солнце вновь выходило из-за туч и воздух наполнялся благоуханной

свежестью».

Автор этих строк — бедный необразованный сапожник Якоб Бёме — жил неподалеку от

Дрездена и умер в возрасте 49-ти лет в 1624 году. Один из его учеников — сам

большой знаток оккультных наук* — называл его «величайшим светочем, когда-либо

приходившим в мир с тех пор, как его посетил Тот, мто Сам был Светом мира».

Более подробное описание увиденных им откровений и метафизических видений можно

найти в его весьма многословных и к тому же довольно запутанных и трудных для

понимания сочинениях, которые, кстати говоря, скрупулезно изучал в свое время

сэр Исаак Ньютон, что помогло ему впоследствии сформулировать принципы

гравитации и движения планет, а также хорошо известные ныне законы, управляющие

физическими явленими.

__________

* Луи Клод де Сен-Мартен («Le Philosophe Inconnu»); был франкмасоном и

выдающимся посвященным.

Можно привести огромное множество примеров того, как внутренняя сущность разных

людей, подошедших к порогу посвящения, начинала стремительно расширяться во всех

направлениях из той бесконечно глубокой центральной точки, где она до сих пор

пребывала, радикально изменяя их представления о жизни и предлагая гораздо более

масштабное, нежели у прочих, видение мира. Это явление сопровождается тремя

характерными отличительными признаками. Во-первых, все природные объекты и все

без исключения люди уже рассматриваются не по отдельности, как самостоятельные и

не связанные друг с другом предметы и существа, но лишь как частные проявления

единой изначальной, не поддающейся определению субстанции. Во-вторых, для

посвященного коренным образом изменяется вся система обычных ценностей, и то,

что большинству людей кажется важным, становится для него абсолютно

бессмысленным, а то, что раньше выглядело несущественным, наоборот, приобретает

первостепенное значение. И наконец, в-третьих, те пять чувств, которые

представлены в обычном человеке в виде отдельных и не связанных друг с другом

каналов восприятия, сливаются воедино — в некое всеобъемлющее, синтетическое

ощущение, при котором видеть одновременно означает также слышать, а осязать,

даже с закрытыми глазами, значит мысленно представлять себе образ предмета и т.

д. Один мой знакомый Брат, также принадлежащий к Ордену, сам прошел через это

обогащение сознания и описал его следующим образом: «Ты знаешь все и начинаешь

понимать и звезды, и горы, и древние песни. Все они теперь в тебе, а сам ты —

Свет. Но Свет — это музыка, а музыка — фиалковое вино