У. Л. Уилмхерст

Масонское посвящение

самым выдающимся из которых является, пожалуй, собрание

красноречивых и поучительных рассуждений, имя которому — Божественный «Поймандр»

Гермеса. И это, и многие другие сочинения именуются «нагорными проповедями»

вовсе не потому, что связаны с какой-либо конкретной возвышенностью, но лишь в

силу того, что повествуют о вещах духовных, присущих высшему уровню мышления и

деятельности, на котором должен жить каждый посвященный. Следовательно, в данном

случае «гора» — это посвящение, то единственное состояние, в котором чувства

умолкают и дух человеческий может постигать высшие истины.

О том, насколько уровень мышления и деятельности посвященного превосходит

возможности обыкновенного человека, можно судить хотя бы по тому, что общество,

каким бы цивилизованным оно ни было, не в состоянии ему соответствовать. Даже

церковь признает Нагорную Проповедь не совсем приемлемой для практического

применения в повседневной жизни. Ее называют теоретическим образцом

совершенства, к которому следует стремиться, но даже церковники согласны с тем,

что Нагорная Проповедь не во всём соответствует нашему сложному общественному

устройству, всех реалий которого никак не мог предвидеть заранее ее автор; и

потому, хотя она и совершенна как теоретический идеал добродетели, в

практической жизни допустимы и неизбежны некоторые отклонения от ее заповедей. И

со своей приземленной точки зрения они абсолютно правы. Непросветленный мир

действительно не в состоянии в точности следовать установлениям Нагорной

Проповеди. Но не следует забывать и о том, что сие возвышенное учение никогда не

предназначалось для широкой публики. Оно было изначально адресовано лишь тем

немногим, кто уже перерос и потому отверг идеалы внешнего мира и кто ищет

посвящения в новую, более совершенную жизнь, которая во всем противоречит их

прежней мудрости.

В свою очередь, истинному посвященному необходимо во что бы то ни стало

придерживаться духа и буквы этого учения, даже в ущерб собственным физическим

интересам; и пока его праведность не превзойдет общепринятые представления о

добропорядочном образе жизни, он не сможет в полной мере понять ту цель, к

которой стремится. Следовательно, вся жизнь истинного посвященного и тех, кто

искренне желает стать таковыми, неизбежно должна идти вразрез со стандартами и

методами всего остального мира, из-за чего возникает впечатление, будто

последний намеренно мстит за пренебрежение его законами и обычаями. И потому

каждый посвященный рискует уподобиться Хираму Абиффу, все попытки которого выйти

за ворота своего храма и вступить в контакт с внешним миром заканчивались

столкновениями с «разбойниками», гневом на него непосвященных за отказ от

соблюдения общепринятых условностей и назойливыми попытками выведать секрет его

превосходства. В этом кроется одна из причин молчания и таинственности, коими

окружают себя посвященные, а также требования соблюдения секретности для членов

масонского Ордена. Это своего рода самозащита, необходимость которой признавал и

христианский Мастер, говоря, что не следует бросать жемчуг перед теми, кто не в

состоянии его оценить, «чтобы они... обратившись, не растерзали вас».

Обычный, непосвященный человек следует путем самоутверждения и материального

накопления; он стремится закрепить за собою всё, что может получить от этого

мира — в том числе мудрость, знания и силу. И это его поведение нельзя назвать

ни ошибочным, ни предосудительным, поскольку он всего лишь следует закону

собственной природы — единственному закону, который он пока знает. Зачастую он

даже не догадывается о том, что может существовать еще и другая, более

возвышенная природа и какие-то иные законы, управляющие жизнью. Но посвященному

открыто и то и другое; и потому, чувствуя несомненное превосходство духа над

ограниченностью физического мира, он отвергает те идеалы, которых придерживаются

его менее просветленные собратья. Он живет на Горе и подчиняется закону Горы, и

там на него нисходят мудрость, благодать и сила, превосходящие всё, о чем только

может мечтать непосвященное большинство. Великий Мастер называет посвященных

«солью земли», ибо без их облагораживающего присутствия мир погрузится в еще

большую скверну, нежели сейчас. «Десять праведников (то есть посвященных) спасут

город», — так сказано о «городах на равнине», символизирующих всю цивилизацию в

целом.

Однако человек стремится (или должен стремиться) к посвящению в высшую жизнь и

даруемой им мудрости