У. Л. Уилмхерст

Масонское посвящение

трудов стадию отдыха и

восстановления сил, кои мы черпаем из общения с людьми, с которыми нас

объединяет одно общее дело. Эта стадия отдохновения предписана нам самим мировым

законом как в этой жизни, так и после нее.

Таким образом, польза (или, напротив, бесполезность) совместных празднеств во

многом определяется правильным (или же неправильным) пониманием их значения.

Если воспринимать их как естественное продолжение формальной деятельности Ложи,

то они могут принести огромную пользу; если же, напротив, празднества

рассматриваются как возможность устроить под вывеской Братства фривольную

пирушку, не имеющую на деле никакого отношения к подлинному масонству, то ни о

какой пользе здесь не может быть и речи, так как подобное времяпрепровождение

умаляет возвышенность масонской работы и заведомо нейтрализует ее возможные

положительные результаты. Экзаменом на искренность и преданность масона в связи

с этим может служить один простой вопрос, ответ на который каждый Брат должен

дать себе сам: «Насколько велик и продолжителен был бы мой интерес к масонству,

если бы практика совместных празднеств не существовала вовсе и вся масонская

деятельность ограничивалась исключительно формальной работой в Ложе?» Этим

вопросом вполне уместно будет завершить рассмотрение вопроса о празднествах,

предоставив моим собратьям по Ордену самостоятельно продолжить размышления на

данную тему.

Нельзя обойти вниманием и другой вопрос, который уже давно не дает покоя Великой

Ложе и обещает в обозримом будущем стать еще более злободневным, а именно

«женский вопрос». Я отнюдь не собираюсь давать руководству Ордена какие-либо

конкретные рекомендации, но лишь попытаюсь вкратце обрисовать ситуацию для

уведомления рядовых членов Братства, не слишком хорошо с нею знакомых.

Начну с того, что Великая Ложа прежде всего является хранителем унаследованной

ею системы, которую она обязана поддерживать и развивать в соответствии с

предписанными ей принципами. Причем эти принципы даже Великая Ложа не может

изменять по собственному желанию, но только по просьбе и с общего согласия тех,

чьи интересы она призвана проводить в жизнь. Великая Ложа не имеет права

принимать в ряды Ордена женщин; к тому же Братья в основной своей массе отнюдь

не настаивают на каком-либо реформировании данного пункта масонского Устава. В

самом деле, тот факт, что женщины могут занимать те же ступени, что и высшие

посвященные Ордена, большинству Братьев до сих пор неизвестен.

Признает ли Великая Ложа те общества, которые, объявляя себя масонскими,

принимают в свои ряды представителей обоих полов, — это уже другой вопрос,

разрешение которого зависит от того, насколько правильной или неправильной будет

признана проводимая этими обществами линия; смогут ли эти общества представить

достаточные доказательства своей ортодоксальности и легитимности; не появились

ли они на свет вследствие предательства или отступничества некоторых членов

Ордена. Однако рассмотрение всех этих вопросов не входит в планы автора, который

к тому же не располагает достаточной информацией для каких-либо веских суждений

на сей счет. Единственный вывод, который я сделал для самого себя, и

единственный совет, который я могу дать другим, заключается в том, что наиболее

разумным решением было бы придерживаться существующих установлений, исходящих от

нынешнего, надлежащим образом сформированного руководства. Орден всегда был

«мужским домом» и должен оставаться таковым до тех пор, пока обстоятельства

(которые еще не сложились и вряд ли сложатся в обозримом будущем) со всею

очевидностью не позволят нам изменить существующее положение вещей. Вполне

возможно, что сейчас «мужчины» хозяйничают в своем «доме» далеко не самым лучшим

образом и что именно в этом кроется одна из причин появления множества

неортодоксальных обществ. Вполне возможно и то (и данное предположение, увы, не

беспочвенно), что в некоторых из них масонство практикуется с гораздо большей

аккуратностью и пониманием его истинного значения, а также с большим почтением к

его правилам и установлениям, нежели в самом Ордене. Но все же мы связаны

обязательствами с нашим масонским Братством и должны трудиться для его блага, не

забывая о том, что, порвав с ним, мы тем самым не принесем никакой пользы ни

ему, ни самим себе.

Если же меня спросят, доступна ли вообще женщинам масонская или какая бы то ни

было иная форма посвящения, то на этот вопрос я могу ответить столь же

утвердительно,