У. Л. Уилмхерст

Масонское посвящение

Свет и тьма, блаженство и страдание

— становится ареною этой борьбы. Но посвященный видит и обратный процесс,

начинающийся после победоносного завершения этой борьбы, когда человек духовно

возрождается, отбрасывает или преобразует свои «мирские приобретения»,

накопленные за время «нисхождения» в материю, и возвращается назад — к своему

Источнику, свободному от грязи и пороков нашего несовершенного мира. Однако, как

я уже говорил, увидеть всё это способен лишь тот, кто подобно Иакову бежит прочь

от беспокойного и суетного мира в уединенную обитель собственной души и в сей

безлюдной пустыне начинает задавать себе вопросы, отчаянно пытаясь проникнуть в

тайну собственного бытия, познать свое предназначение, и не останавливается до

тех пор, пока не раскроет для себя самый последний секрет. Лишь тогда он,

возможно, позволит себе ненадолго вздремнуть, умиротворенно положив голову на

камень, о который только что отчаянно бился в своей прискорбной слепоте. Его

воля и разум окончательно успокоятся, умолкнут чувства, и сознание озарит

великий внутренний Свет, в сиянии которого он увидит то, что так долго искал —

ответ на все свои вопросы. Ибо, следуя древнему описанию истинного посвящения,

«сон тела есть пробуждение души; с закрытыми глазами открывается истинное

зрение; а тишина наполнена Богом. Это случилось со мною, когда я услышал самое

главное, великое Слово. На меня снизошла благодать Божия. Я познал Истину. За

что всеми силами души своей славлю Отца». (Гермес, «Поймандр», 1, 30.)

Следовательно, открывшееся Иакову видение лестницы иллюстрирует достижение

посвящения — расширение сознания и обретение космического видения вследствие

приобщения к центральному Свету. Ту же самую истину можно обнаружить в

небольшом, но весьма поучительном для каждого масона трактате, написанном в III

веке посвященным философом Порфирием; он называется «О пещере нимф». В нем

дается истолкование одного эпизода из гомеровской «Одиссеи», каковую Порфирий

рассматривает как завуалированную историю души, странствующей по бурному морю

жизни, преодолевая штормы и прочие испытания, дабы в конце концов очиститься и

обрести божественный покой. Упомянутый эпизод описывает некую темную пещеру, над

которой растет оливковое дерево. Нимфы входят в нее с одной стороны и начинают

ткать там для себя пурпурные одеяния. Покинуть же пещеру они могут только через

ворота с другой стороны и только тогда, когда им надоест это уютное, но мрачное

убежище и они захотят выбраться на волю. Порфирий объясняет эту аллегорию

следующим образом. Темная пещера — это тело, в которую входит душа («нимфа», или

духовное существо); там душа облачается в одеяние из плоти и крови и предается

чувственным удовольствиям, чуждым её истинной природе. Душа-нимфа спускалась всё

ниже, с одного космического уровня на другой, пока не вошла наконец в эту пещеру

через «врата человека» (то есть эволюционировала до человеческого уровня). И

выйти из нее сможет теперь только с противоположной стороны — чрез «врата Богов»

(то есть возвысившись до Божественного состояния). Пройти же через эти ворота

душа сможет только в том случае, если воспользуется маслом оливкового дерева,

растущего над пещерой; ибо сие есть масло Мудрости, которая осветит душе путь и

поможет отыскать дорогу в вышние миры и блаженные сферы.

Порфирий продолжает свое пояснение следующим образом: «Следовательно, говорит

Гомер, в сей пещере должны храниться все удовольствия и страдания, присущие

внешнему миру. И здесь же обнаженный смиренный проситель, выставляя напоказ свое

израненное тело, сбрасывает с себя ненужные одежды, доселе лишь обманчиво

скрывавшие его язвы (что в данном случае подразумевает отказ от бесполезных

чувственных энергий), садится у подножия оливы и вопрошает Афину (Мудрость), как

ему избавиться от всего этого шумного и враждебного сборища страстей, коварно

угнездившихся в потаенных уголках его души... Освободиться от оков чувственной

жизни — задача не из легких; тот, кто отважился сделать это, должен преобразить

себя, избавившись от всех своих изорванных одежд, скрывающих его истинную

сущность, и восстановив таким образом разрушенную империю собственной души».

Масон, прочитав эту притчу, безошибочно усмотрит в ней намек на обязательный

курс подготовки кандидатов к посвящению, а в образе пещеры и растущего над нею

оливкового дерева узнает все ту же могилу Хирама Абиффа с растущей у ее

изголовья ветвью акации. И то и другое символизирует,