У. Л. Уилмхерст

Масонское посвящение

от земли к небесам, преодолевая ее «ступени» одну за другою; при

этом указывается, что особенно важно освоить три из них, символизирующие веру,

надежду и милосердие. Не спорю, данная моральная интерпретация вполне оправданна

и полезна. Однако она вовсе не является исчерпывающей и скорее скрывает, нежели

объясняет подлинный смысл «лестницы Иакова», вкладывавшийся в это понятие

создателями нашей системы. Сей символ изначально несомненно был чем-то гораздо

большим, нежели просто повторением общеизвестной триады теологических

добродетелей, сформулированной апостолом Павлом.

И заключалось сокровенное значение символической лестницы в том, что она

отображала всё то же космологическое учение. Она символизировала Вселенную с ее

разделением на множество планов — ступеней, уходящих ввысь и опускающихся в

неведомые глубины. Сказано, что в Доме Отца нашего много комнат, то есть

уровней, где могут трудиться и отдыхать Его творения, пребывающие в различных

состояниях и на разных стадиях развития. Именно эти уровни — планы и подпланы —

зашифрованы в образах ступеней и ярусов лестницы. Нашей нынешней стадии

эволюционного продвижения соответствуют три основных ступени: физический план,

план желаний и эмоций и, наконец, ментальный план абстрактного разума,

примыкающий, в свою очередь, к еще более высокому плану духа. Первый

соответствует материальному, физическому строению человека, его видимому телу;

второй — его эмоциональной и чувственной природе, представляющей собою смешанную

субстанцию, образованную в результате взаимодействия физических чувств и

сверхфизического разума; третий план связан с ментальностью, еще дальше

отстоящей от физической природы человека и примыкающей уже к его духовному

существу.

Сия лестница и особенно три ее ступени, ныне занимаемые нами, обнаруживаются в

природе повсюду. Это проявляется и в семиступенной музыкальной гамме с ее тремя

доминантами, и в призматическом световом спектре с его тремя основными цветами,

и в принятом делении времени на семидневные недели, а также в семеричности

физиологических изменений в нашем физическом организме и прочих периодических

системах, каковые встречаются в физике, как, впрочем, и во многих других науках.

Совершенная Ложа состоит из семи членов, включая трех главных распорядителей.

Продвижение претендентов третьей ступени к Востоку составляет семь шагов, из

которых особое значение придается трем первым.

Таким образом, и Вселенная, и сам человек устроены подобно лестнице, которую

составляет строго определенная последовательность ступеней. Единая универсальная

субстанция, наполняющая всю Вселенную, «нисходит» из состояния абсолютного эфира

и, уплотняясь с каждою ступенью, достигает уровня грубой материи, после чего

начинается обратный процесс «восхождения» — через те же самые планы в

первоначальное состояние, куда эта субстанция попадает уже обогащенной новым

опытом, обретенным благодаря активной деятельности.

Именно этот грандиозный космический процесс предстал перед Иаковом во время сна

или в его видении, что и объясняет ту важность, которая придается «лестнице

Иакова» в системе масонского символизма. То, что он увидел тогда во сне или

наяву, и ныне доступно каждому, кто в достаточной мере развил в себе внутреннее

зрение. Каждый истинный посвященный, расширив свое сознание и обретя

сверхъестественные способности, может созерцать эфирные миры, некогда показанные

иудейскому патриарху, с такою же легкостью, с какой непосвященный человек

воспринимает своим внешним зрением окружающий его феноменальный мир. Посвященный

способен «видеть ангелов Божиих, восходящих и нисходящих», то есть он может

воочию наблюдать сию великую лестницу Вселенной, равно как и сам процесс

инволюции и дифференциации с последующей эволюцией и синтезом, составляющий

жизненный цикл. Он видит нисхождение человеческих существ, или душ, сквозь планы

всё более возрастающей плотности и затухающей частоты вибрации, а также их

облачение по мере продвижения во всё более грубые материальные оболочки; он

видит, как эти души спускаются на нижний уровень полной материализации, где

достигает своего апогея великая борьба за верховенство между внутренним и

внешним человеком, между духом и плотью, истинной человеческой сущностью и

разнообразными нереальными личностями, сформировавшимися вокруг нее. Шахматная

доска нашего нынешнего существования, разделенная на черные и белые клетки

противоположностей — таких, как добро и зло,