У. Л. Уилмхерст

Масонское посвящение

и благотворительность. Безусловно, роль и

назначение масонства невозможно осознать в полной мере, не познакомившись

предварительно с мистериями древности, ибо, как сказал поэт (Патмор), знавший о

древности всё, или почти всё:

«Кто по Старой Дороге прошел — новый мир отыскал.

Виден свет молодой с убеленных сединами скал!»

Принимая во внимание вышеназванную цель масонства, можно заключить, что хотя оно

и не является религией, но тем не менее совместимо со всеми религиозными

учениями и лояльно к ним. В то же время оно представляет собою нечто большее,

чем обычная религия, поскольку Орден посвящений (подобно монашеским Орденам

старых церквей) ставит себе целью более серьезное просвещение и более

углубленное приобщение к истине и мудрости, нежели массовые религии. Однако

участие в таком Ордене требует от его приверженцев более суровой самодисциплины

и более строгого контроля над собственным умом и волей. Массовое религиозное

учение любого народа, будь то христианство или какое-то иное вероисповедание,

рассчитано прежде всего на людей не слишком дисциплинированных и потому

неспособных к «усвоению более тяжелой духовной пищи», ибо таких в любой стране

большинство. Оно приспособлено для обычного «человека с улицы», не спеша

ковыляющего по дороге жизни. Посвящение же предназначено только для людей

подготовленных — отважных духовных атлетов, жаждущих проникновения в глубинные

тайны бытия и страстно желающих как можно скорее достичь тех вершин, на которые

их способен вознести только пробудившийся дух.

Но разве наблюдающийся ныне все более массовый (хотя, разумеется, пока еще

далеко не всеобщий) отход от традиционных религий и общепринятых форм

богослужения следует объяснять исключительно распространением безбожия, а не

диаметрально противоположным ему фактом роста духовных и интеллектуальных

запросов многих людей, коих уже не удовлетворяют традиционные вероучения,

поскольку жесткие условия современной жизни побуждают их требовать четкого

объяснения и надежного интеллектуального базиса для каждого шага,

предписываемого им религиозными установлениями? А отход от церкви многих

искренне ищущих Бога и религиозно мыслящих людей и обращение их к иным формам

религиозного самовыражения, включая масонство, — разве не объясняется он в

значительной мере тем же самым обстоятельством и тем фактом, что церкви, хотя и

утверждают веру, дают надежду и провозглашают любовь, не могут дать людям того,

что всегда предлагали древние мистерии, а именно — ясного и четкого философского

истолкования жизни и Вселенной? Напомню, что речь идет не о доказательствах, ибо

не может быть исчерпывающего доказательства у конечных истин, но об

интеллектуальном стимуле к изучению объектов духовной, а не чувственной природы.

Скажу сразу, что в мои намерения никоим образом не входит восхваление масонства

в ущерб существующим ныне церквям и религиям, равно как и устроение

«соревнования» между институтами, которые в принципе не могут соревноваться

между собою, но могут лишь дополнять друг друга. Я только констатирую давно и

хорошо известные факты: общество всё более склоняется к тем источникам

информации, которые наиболее полно удовлетворяют его интеллектуальные и духовные

запросы, тогда как церковь сейчас этим запросам явно не отвечает предлагая лишь

крохи в сравнении с тем, чего от нее в действительности требуют. Развивающийся

человеческий интеллект уже перерос — не религиозные истины, но способ их

изложения, который был вполне адекватен прежним, более спокойным, нежели сейчас,

временам, но неприемлем в нынешних условиях, когда людям необходима более

солидная пища для ума.

Пожалуй, есть смысл напомнить о том, как совсем недавно охарактеризовал

сложившуюся ситуацию человек недюжинного ума, к тому же, в силу своей расовой

принадлежности не связанный с религией и традициями западного мира — индусский

религиозный учитель, посвященный, участвоваший в работе Всемирного конгресса

религий в Чикаго как представитель ведантистов. Впоследствии он предпринял

ознакомительную поездку по Европе и Америке, дабы ближе узнать и оценить

существующие там религиозные организации и взятые ими на вооружение методы.

Сделанные им выводы можно суммировать следующим образом: «Западный идеал —

действительный (быть активным); восточный — страдательный (быть пассивным).

Совершенную жизнь создает гармония этих двух начал. Западные религиозные

организации (церкви и секты) имеют ряд серьезных недостатков,