У. Л. Уилмхерст

Масонское посвящение

хранящегося в

подсознании людей — даже тех, что живут внешне абсолютно нормальной жизнью. Всё

это суть воспоминания о прежней деятельности нашего разума — ранее накопленный

опыт, зачастую совершенно позабытый бодрствующим сознанием, но тем не менее

автоматически записанный на страницах нашего подсознательного разума особым

«грифелем» (упоминаемым в числе рабочих инструментов, присущих третьей ступени

посвящения), непрестанно, на протяжении всей жизни фиксирующим все наши мысли,

слова и дела. Ибо в центре нашего существа находится всевидящее Око, благодаря

которому каждый из нас сам составляет книгу своего Страшного Суда, где

неосознанно записывает собственную историю, предопределяя тем самым и свою

дальнейшую судьбу; ведь читать эту книгу придется прежде всего нам самим — её

авторам.

Все эти ментальные накопления и ассоциации хорошо знакомы тем, кто давно

постигает науку посвящений. Современные психологи называют их «комплексами». А в

старинных трактатах они определяются как загрязненные эфиры — сгустки нечистой

ментальной материи. Это и есть «презренные металлы», упоминаемые масонами.

Каждый из нас сам является создателем этих «металлов» и сам же придает им

разнообразные гротескные формы; именно поэтому каждому претенденту на

определенном этапе присваивается имя первого из таких «создателей», указывающее

на то, что он еще не совсем очистился от мирских привязанностей подобного рода.

Сии «презренные металлы» необходимо удалить из системы, для чего в течение

долгого времени следует придерживаться исключительно возвышающих и очищающих

мыслей и стремлений. Для того, чтобы истинное посвящение стало возможным, все

эти «металлы» должны быть превращены в «чистое золото» — чистую ментальную

материю. Никакая внутрення мгла не должна разделять внешние и внутренние органы

сознания, когда пробьет час их воссоединения. Свет Истины не сможет пробиться

сквозь разум, переполненный вредоносными мыслями и мнениями и одержимый ими.

Сначала разум должен освободиться от всех ранее приобретенных знаний и

предубеждений — лишь тогда он сможет воспарить на крыльях своего гения в царство

свободной мысли и там познать Истину путем ее непосредственного созерцания.

Момент обретения Света и самоосознания представлен в масонском церемониале так

же драматически. Его символизирует тот важный ритуальный эпизод посвящения

третьей ступени, когда тьма вдруг уступает место ослепительному свету и в этом

свете кандидату впервые предоставляется возможность увидеть осколки своего

прошлого и печальные свидетельства своего некогда смертного состояния*.

__________

* Это символическое прозрение вновь воспроизводится, но уже гораздо более

детально, в церемонии возведения на ступень Королевской Арки, описанной мною в

предыдущей книге.

Это подразумевает, что претендент (по крайней мере, символически) уже преодолел

тот великий переходный кризис, что отделяет обычного человека от высшего

человеческого существа. Свое бренное тело он рассматривает теперь как «гробницу

превращения», в которой подготавливалась происшедшая с ним ныне великая

перемена. Он восстал из этой гробницы, и старая могила физического тела уже не

имеет над ним прежней власти; а та духовная бессознательность, которую называют

«смертью», растворилась в лучах славы его высшего вечного принципа, одержавшего

наконец победу над его низшей смертной природой. У изголовья его могилы

расцветает мистическая ветка акации, символизирующая столь же прекрасный расцвет

бессмертного жизненного принципа в его очищенном разуме и нервной системе.

Так в масонском церемониале изображается момент обретения претендентом знания

своей истинной сущности. Еще раз подчеркну, что сей переход вовсе не влечет за

собою физической смерти тела, его чувств и способностей, поскольку очищенный

разум лишь воссоединяет «свои прежние орудия с соответствующими им новыми». Но

отныне эти «старые орудия» будут для него уже не господами, а лишь верными и

покорными слугами. Человек и далее будет жить в физическом мире вплоть до

истечения положенного ему естественного срока, но уже не для себя, а для того

лишь, чтобы способствовать возвышению и развитию своих ближних, еще не достигших

столь же высокого уровня. Основой его практической деятельности в мире

становится распространение собственного сознания и мудрости. Его духовная

эволюция уже завершена (по меркам нашего мира), и теперь целью его жизни

является исключительно содействие эволюционному продвижению