У. Л. Уилмхерст

Масонское посвящение

что невидимые вещи в какой-то мере можно

познавать, глядя на доступные нашему восприятию объекты, то размышления о нашем

собственном трехступенчатом Ордене с его восходящей последовательностью Великих

Лож округов, провинций и, наконец, государств, возможно, помогут нам лучше

представить себе эту невидимую Верховную Ложу — самую великую из всех названных

выше. Каждый надлежащим образом подготовленный Брат вправе надеяться на то, что

ему будет предложено присоединиться к сей Ложе, пройдя через серию

последовательных посвящений — уже не символических и церемониальных, но подлинно

духовных, направляемых рукою Вселенского Мастера и Посвятителя, чьи помощники до

сих пор остаются нашими Братьями, хотя и достигли уровня святых ангелов.

Часть третья

СВЕТ, СИЯЮЩИЙ В ПОЛНУЮ СИЛУ

«Светильник тела есть око; итак, если око твое

будет чисто, то и все тело твое будет светло...

Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?»

Евангелие от Луки, XI: 34-5

«Теперь я открою тебе — ибо твое сердце

Открыто — последнее, самое сокровенное знание,

Самый главный секрет Моих земель и небес,

Одно лишь познание которого освободит тебя от всех страданий;

Знание царей и царственную тайну;

Для души оно — свет, очищающий ее

От всех грехов; прекрасный свет

Святости, идущий изнутри».

Божественная Песнь, IX

НАБЛЮДЕНИЯ И ПРИМЕРЫ

Мы уже говорили, что посвящение — истинное, а не просто церемониальное, — имеет

целью расширение сознания до пределов, ранее недосягаемых для человека, его

выход на новый, качественно более высокий уровень. Это расширение может быть

более или менее значительным, поскольку наша наука предусматривает различные

степени посвященности с различным диапазоном сознания, расширению которого нет

предела.

Читатель может спросить: «А каковы же природа и характер этого нового уровня

сознания? И чем оно отличается от нынешнего, которое я привык считать

нормальным?» Ответам на эти вопросы как раз и посвящена данная глава, которую я

начну с общих наблюдений, а завершу более конкретными примерами.

Даже нормальное сознание человека, не ищущего никаких посвящений, постепенно

расширяется вследствие накопления жизненного опыта. Ибо что есть жизнь, как не

постепенный, медленный процесс посвящения, храмом для которого служит весь мир?

Сознание и практический ум, обретаемые в зрелом возрасте, почти всегда

превосходят способности неопытной юности, даже если накопленные изменения носят

главным образом интеллектуальный, а не духовный характер и ограничиваются

совершенствованием собственного savoir faire и мирской изворотливости, не

затрагивая высшей мудрости. Расширение сознания всё равно имеет место, косвенно

указуя на то, какие возможности откроются перед человеком после пробуждения его

духовного сознания.

Сама природа показывает процесс непрестанного расширения сознания на примере

четырех своих царств, начиная с минерального и выше. Все внешние формы жизни,

даже минеральные, являются не более чем объективными телами оживляющей их

субъективной* жизненной энергии. Сама планета Земля, равно как и все прочие

небесные тела, представляет собою, как справедливо учили древние, не мертвую

материю, но Зоон — живое существо, обладающее сознанием само по себе и

сознательное во всех своих частях, какими бы грубыми или, напротив, тонкими они

ни были. Со всех сторон ее окружает Зодиак таких же «живых существ»,

взаимодействующих друг с другом; и из отдельных сознаний этого сложного

механизма складывается единое Всеведущее, имя которому Бог.

__________

* Смысл этих слов в английском языке отличен от того, который им придаётся в

русском. Имеется в виду, что предметные (то есть имеющие природу объекта) тела

оживляются действующей (имеющей природу субъекта) энергией — прим. ред.

Жизнь в основе своей едина, хотя и рассредоточена во множестве самостоятельных

жизней и разделена на несколько автономных царств, подобно внутреннему

пространству судна, разделенному вертикальными переборками и горизонтальными

палубами. Это «бесконечный поток», непрерывно льющийся сквозь все природные

царства, а все формы (или тела), порождаемые им при этом, суть ни что иное, как

мимолетные и неустойчивые волны и водовороты, создаваемые течением; эти формы —

от самых низших до наиболее высокоразвитых — идеально приспособлены для

прогрессирующего и восходящего от одного уровня к другому сознания. Иными

словами, природа представляет собою систему заключенных в бренные тела

ограниченных