Автор неизвестен

Буддийские сутры. Часть 2.

Луны и Солнца по своему

необычному пути, таков будет результат движения звезд по своему обычному пути,

таков будет результат движения звезд по необычному пути, таков будет результат

падения метеоров, таков будет результат пламени, охватившего горизонт, таков

будет результат землетрясения, таков будет результат грома с неба, таков будет

результат восхода, захода, замутнения, очищения Луны, Солнца, звезд — он

избегает подобным образом низменных знаний и неправедной жизни. Это и есть часть

его нравственности.

В то время как некоторые почтенные отшельники и брахманы, поедая пищу,

поданную верующими, добывают подобным образом средства к существованию

низменными знаниями и неправедной жизнью — а именно: предсказывая, что будет

обильный дождь, будет недостаток в дожде, будет обилие пищи, будет недостаток в

пище, будет спокойствие, будет опасность, будет болезнь, будет здоровье; считая

по пальцам, вычисляя, производя сложение, сочиняя стихи, рассуждая о природе, —

он избегает подобным образом низменных знаний и неправедной жизни. Это и есть

часть его нравственности.

В то время как некоторые почтенные отшельники и брахманы, поедая пищу,

поданную верующими, добывают подобным образом средства к существованию

низменными знаниями и неправедной жизнью, а именно: устанавливая благоприятное

время для введения новобрачной в дом, выдачи дочери замуж, мирных переговоров,

вражды, взыскания долгов, раздачи денег; вызывая колдовством счастья, вызывая

несчастье, вызывая выкидыш, сковывая язык, смыкая челюсти, заговаривая руки,

заговаривая уши, вопрошая зеркало о будущем, вопрошая девушку, вопрошая

божество, почитая Солнце, почитая Великого, извергая огонь изо рта, призывая

Сири, — он избегает подобным образом низменных знаний и неправедной жизни. Это и

есть часть его нравственности.

В то время как некоторые почтенные отшельники и брахманы, поедая пищу,

поданную верующими, добывают подобным образом средства к существованию

низменными знаниями и неправедной жизнью, а именно: склоняя на милость богов,

исполняя обеты, заклиная духов умерших, пребывая в земляном жилище, вызывая

потенцию, вызывая импотенцию, определяя место для постройки, освящая место;

совершая ритуальное полоскание рта, омовение жертвоприношению; предписывая

рвотное, слабительное, очищающее сверху, очищающее снизу, очищающее голову,

масло для ушей, облегчающее средство для глаз, снадобье для носа, глазную мазь,

умащивание; бывая глазными врачами, хирургами, леча детей, добывая целебные

коренья, освобождая от ставшего ненужным лекарства, — он избегает подобным

образом низменных знаний и неправедной жизни. Это и есть часть его

нравственности.

И вот, брахман, этот монах, обладающий подобной нравственностью, не видит

ниоткуда опасности в том, что касается нравственной воздержанности. Подобно

тому, брахман, как повелитель, помазанный на царство и избавившийся от

неприятелей — так же точно, брахман, и монах, обладающий подобной

нравственностью, не видит ниоткуда опасности в том, что касается нравственной

воздержанности. Наделенный этим праведным сводом нравственных предписаний, он

испытывает безупречное внутреннее счастье. Таким, брахман, бывает монах,

наделенный нравственностью.

Как же, брахман, монах охраняет врата жизненных способностей? Вот, брахман,

видя глазом образ, монах не включается к внешним признакам, не влечется к его

подробностям. Он действует так, чтобы сдерживать причину, благодаря которой

алчность, неудовлетворенность, греховные и нехорошие свойства устремляются на не

сдерживающего способность зрения. Он следит за способностью зрения, в

способности зрения он достигает воздержанности. Слыша ухом звук, он не влечется

к внешним признакам, не влечется к его подробностям. Он действует так, чтобы

сдерживать причину, благодаря которой алчность, неудовлетворенность, греховные и

нехорошие свойства устремляются на не сдерживающего способность слуха. Он следит

за способностью слуха, в способности слуха он достигает воздержанности. Обоняя

носом запах, он не влечется к внешним признакам, не влечется к его подробностям.

Он действует так, чтобы сдерживать причину, благодаря которой алчность,

неудовлетворенность, греховные и нехорошие свойства устремляются на не

сдерживающего способность обоняния. Он следит за способностью обоняния, в

способности обоняния он достигает воздержанности. Чувствуя языком вкус, он не

влечется к внешним признакам, не влечется к его подробностям. Он действует