Автор неизвестен

Буддийские сутры. Часть 2.

... входить и оставаться во второй дхьяне ... К нему приходит на ум: 'Что если я

... войду и останусь в первой дхьяне ... Он оказывается неспособен ... войти и

остаться в первой дхьяне. Его называют монахом, который соскользнул и упал с

обеих сторон, как горная корова, глупая, неопытная, незнакомая со своим

пастбищем, не умеющая бродить по скалистым горам.

Но предположим, что одна горная корова — мудрая, опытная, знакомая со своим

пастбищем, умеющая бродить по скалистым горам — подумала бы: 'Что, если я пойду

в направлении, в котором я никогда не ходила, чтобы поесть траву, которой я еще

никогда не ела, попить воду, которую я еще никогда не пила!'. Она подняла бы

заднее копыто, обязательно сначала поставив твердо переднее, и (в результате)

отправилась бы в направлении, в котором она никогда не ходила, чтобы поесть

траву, которой она еще никогда не ела, попить воду, которую она еще никогда не

пила. А что касается места, где она стояла, когда к ней пришла мысль: 'Что, если

я пойду в направлении, куда я еще никогда не ходила ... чтобы попить воду,

которой я еще никогда не пила', она возвратилась бы туда благополучно. Почему?

Потому что она мудрая, опытная горная корова, знакомая со своим пастбищем,

умеющая бродить по скалистым горам.

Аналогично бывает, что монах — мудрый, опытный, знакомый со своим пастбищем,

умеющий ... входить и пребывать в первой дхьяне ... придерживается этой темы,

развивает ее, занимается ей, и прочно закрепляется в ней. К нему приходит мысль:

'Что, если я ... войду и останусь во второй дхьяне ...' Не перескакивая ко

второй дхьяне, он — с успокоением направленной мысли и оценки — входит и

остается во второй дхьяне. Он придерживается этой темы, развивает ее, занимается

ей, и прочно закрепляется в ней. К нему приходит мысль: 'Что, если я ... войду и

останусь в третьей дхьяне' ... Не перескакивая к третьей дхьяне, он ... входит и

остается в третьей дхьяне. Он придерживается этой темы, развивает ее, занимается

ей, и прочно закрепляется в ней. К нему приходит мысль: 'Что, если я ... войду и

останусь в четвертой дхьяне' ... Не перескакивая к четвертой дхьяне, он ...

входит и остается в четвертой дхьяне. Он придерживается этой темы, развивает

это, занимается ей, и прочно закрепляется в ней.

К нему приходит мысль: 'Что, если я, полностью выйдя за пределы восприятий

(физической) формы, с исчезновением восприятий сопротивления, и не обращая

внимания на восприятия разнообразия, думая: 'Бесконечное пространство', войду и

останусь в сфере бесконечности пространства'. Не перескакивая в сферу

бесконечности пространства, он ... входит и остается в сфере бесконечности

пространства. Он придерживается этой темы, развивает ее, занимается ей, прочно

закрепляется в ней.

К нему приходит мысль: 'Что, если я, полностью выйдя за пределы сферы

бесконечности пространства, думая: 'Бесконечное сознание', войду и останусь в

сфере бесконечности сознания'. Не перескакивая в сферу бесконечности сознания,

он ... входит и остается в сфере бесконечности сознания. Он придерживается этой

темы, развивает ее, занимается ей, прочно закрепляется в ней.

К нему приходит мысль: 'Что, если я, полностью выйдя за пределы сферы

бесконечности сознания, думая: 'Ничего нет', войду и останусь в сфере

несуществования'. Не перескакивая в сферу несуществования, он ... входит и

остается в сфере несуществования. Он придерживается этой темы, развивает ее,

занимается ей, прочно закрепляется в ней.

К нему приходит мысль: 'Что, если я, полностью выйдя за пределы сферы

несуществования, войду и останусь в сфере ни восприятия, ни отсутствия

восприятия'. Не перескакивая в сферу ни восприятия, ни не-восприятия, он ...

входит и остается в сфере ни восприятия, ни не-восприятия. Он придерживается

этой темы, развивает ее, занимается ей, прочно закрепляется в ней.

К нему приходит мысль: 'Что, если я, полностью выйдя за пределы сферы ни

восприятия, ни не-восприятия, войду и останусь в прекращении восприятия и

чувствования'. Не перескакивая к прекращению восприятия и чувствования, он ...

входит и остается в прекращении восприятия и чувствования.

Когда монах вступает в это знание и проходит через него, его ум становится

пластичным и податливым. С пластичным, податливым умом, хорошо развивается

безграничное сосредоточение. С хорошо развитым, безграничным сосредоточением, на

какое бы из шести высших знаний он ни обратил свой ум, чтобы узнать и осознать

их, он может засвидетельствовать