Автор неизвестен

Буддийские сутры. Часть 2.

гибели,

уничтожении живого существа, то, поистине, так не могло бы произойти, если бы

они постигали иначе, нежели путем чувственного восприятия.

68. И вот, монахи, что касается тех отшельников и брахманов, которые

проповедуют освобождение в зримом мире и на пяти основаниях учат о высшем

освобождении живого существа в зримом мире, то, поистине, так не могло бы

произойти, если бы они постигали иначе, нежели путем чувственного восприятия.

69. И вот, монахи, что касается тех отшельников и брахманов, которые заняты

будущими временами, рассуждают о будущих временах и на сорока четырех основаниях

выдвигают различные суждения о будущих временах, то, поистине, так не могло бы

произойти, если бы они постигали иначе, нежели путем чувственного восприятия.

70. И вот, монахи, что касается тех отшельников и брахманов, которые заняты

прежними временами, и заняты будущими временами, рассуждают о прежних и будущих

временах и на шестидесяти двух основаниях выдвигают различные суждения о прежних

и будущих временах, то, поистине, так не могло бы произойти, если бы они

постигали иначе, нежели путем чувственного восприятия.

71. И вот, монахи, те отшельники и брахманы, которые проповедуют вечность и

на четырех основаниях учат, что и свое 'я', и мир вечны, те отшельники и

брахманы, которые проповедуют отчасти вечность, отчасти не-вечность и на четырех

основаниях учат, что и свое 'я', и мир отчасти вечны, отчасти не вечны; те

отшельники и брахманы, которые проповедуют конечность или бесконечность и на

четырех основаниях учат, что мир конечен или бесконечен; те отшельники и

брахманы, которые уклончивы, словно скользкая рыба, и на четырех основаниях

ведут уклончивую речь, когда им задают тот или иной вопрос, — уклончивый, словно

скользкая рыба; те отшельники и брахманы, которые проповедуют беспричинное

возникновение и на двух основаниях учат, что и свое 'я', и мир возникли без

причины; те отшельники и монахи, которые заняты прежними временами, рассуждают о

прежних временах и на восемнадцати основаниях выдвигают различные суждения о

прежних временах; те отшельники и брахманы, которые проповедуют сознание вслед

за кончиной и на шестнадцати основаниях учат, что свое 'я' наделено сознанием

вслед за кончиной, те отшельники и брахманы, которые проповедуют отсутствие

сознания вслед за кончиной и на восьми основаниях учат, что свое 'я' лишено

сознания вслед за кончиной, те отшельники и брахманы, которые проповедуют, что

вслед за кончиной нет ни сознания, ни отсутствия сознания, и на восьми

основаниях учат что вслед за кончиной нет ни сознания, ни отсутствия сознания;

те отшельники и брахманы, которые проповедуют разрушение и на семи основаниях

учат о разрушении, гибели, уничтожении живого существа; те отшельники и

брахманы, которые проповедуют освобождение в зримом мире и на пяти основаниях

учат о высшем освобождении живого существа в зримом мире; те отшельники и

брахманы, которые заняты будущими временами, рассуждают о будущих временах и на

сорока четырех основаниях выдвигают различные суждения о будущих временах; те

отшельники и брахманы, которые заняты прежними временами, и заняты будущими

временами, и заняты прежними и будущими временами, рассуждают о прежних и

будущих временах, и на шестидесяти двух основаниях выдвигают различные суждения

о прежних и будущих временах, — все они постигают, последовательно обретая шесть

органов чувственного восприятия. Их ощущения — причина жажды, жажда — причина

зависимости, зависимость — причина существования, существование — причина

рождения, рождение — причина старости, смерти; от него происходят горе, плачь,

несчастье, неудовлетворение, беспокойство. И когда, монахи, монах понимает в

согласии с истиной и возникновение, и исчезновение, и сладость, и горечь, и

преодоление шести органов чувственного восприятия, то он понимает и выходящее за

пределы их всех.

72. Ибо, монахи, все те отшельники или брахманы которые заняты прежними

временами, и заняты будущими временами, и заняты прежними и будущими временами,

рассуждают о прежних и будущих временах и выдвигают различные суждения о прежних

и будущих временах, заключены в сеть, благодаря этим шестидесяти двум

основаниям, — они выскакивают, но, выскакивая, остаются здесь; они выскакивают,

но, выскакивая, в конец запутываются здесь, заключенные в сеть. И подобно тому,

монахи, как искусный рыбак или ученик рыбака, закинув в маленький пруд сеть с

мелкой ячейкой, может сказать себе: