Автор неизвестен

Буддийские сутры. Часть 2.

где пребывал в прежних существованиях,

а именно: в одном периоде свертывания и развертывания мира, в двух периодах

свертывания и развертывания мира, в трех периодах свертывания и развертывания

мира, в четырех периодах свертывания и развертывания мира, в пяти периодах

свертывания и развертывания мира, в десяти периодах свертывания и развертывания

мира — 'Там я жил под таким-то именем, в таком-то роду, в таком-то сословии,

таким-то пропитанием, испытал такое-то счастье и несчастье, достиг такого-то

срока жизни. Вслед за тем, оставив существование, я вновь родился в другом

месте. А там я жил под таким-то именем, в таком-то роду, в таком-то сословии,

таким-то пропитанием, испытал такое-то счастье и несчастье, достиг такого-то

срока жизни. Вслед за тем, оставив существование, я был вновь рожден здесь' —

так вспоминает он во всех обстоятельствах и подробностях различные места, где

пребывал в прежних существованиях. И он говорит: 'Вечны и свое 'я' и мир —

бесплодный, стоящий, как вершина, установленный прочно, как столп, — и когда эти

существа странствуют, переходят из одного существования в другое, оставляют

существование, вновь рождаются, это также вечно. В чем же причина? Ведь

благодаря усердию, благодаря усилию, благодаря прилежанию, благодаря

серьезности, благодаря правильному умонастроению, я обретаю такую

сосредоточенность разума, что вспоминаю сосредоточенным разумом различные места,

где пребывал в прежних существованиях — именно: в одном периоде свертывания и

развертывания мира, в трех периодах свертывания и развертывания мира, в четырех

периодах свертывания и развертывания мира, в пяти периодах свертывания и

развертывания мира, в десяти периодах свертывания и развертывания мира: 'Там я

жил под таким-то именем, в таком-то роду, в таком-то сословии, таким-то

пропитанием, испытывал такое-то счастье и несчастье, достиг такого-то срока

жизни. Вслед за тем, оставив существование, я вновь родился в другом месте, там

я жил под таким-то именем, в таком-то роду, в таком-то сословии, таким-то

пропитанием, испытал такое-то счастье и несчастье, достиг такого-то срока жизни.

Вслед за тем, оставив существование, я был вновь рожден здесь'. — Так вспоминаю

я во всех обстоятельствах и подробностях различные места, где пребывал в прежних

существованиях. Отсюда я и знаю то, что вечны свое 'я' и мир — бесплодный,

стоящий, как вершина, установленный прочно, как столп — и что когда эти существа

странствуют, переходят из одного существования в другое, оставляют

существование, вновь рождаются, то это также вечно'.

Таково, монахи, второе положение, исходя из которого и о котором говорят

некоторые отшельники и брахманы, проповедующие вечность, учащие, что и свое 'я'

и мир вечны.

33. Каково же третье положение, исходя из которого и о котором говорят

почтенные отшельники и брахманы, проповедующие вечность, учащие, что и свое 'я'

и мир вечны?

Вот, монахи, какой-нибудь отшельник или брахман, благодаря усердию, благодаря

усилию, благодаря прилежанию, благодаря серьезности, благодаря правильному

умонастроению, обретает такую сосредоточенность разума, что вспоминает

сосредоточенным разумом различные места, где пребывал в прежних существованиях,

— а именно: в десяти периодах свертывания и развертывания мира, в двадцати

периодах свертывания и развертывания мира, в тридцати периодах свертывания и

развертывания мира, в сорока периодах свертывания и развертывания мира'. — Там я

был под таким-то именем, в таком-то роду, в таком-то сословии, таким-то

пропитанием, испытал такое-то счастье и несчастье, достиг такого-то срока жизни.

Вслед за тем, оставив существование, я вновь родился в другом месте. А там я жил

под таким-то именем, в таком-то роду, в таком-то сословии, таким-то пропитанием,

испытал такое-то счастье и несчастье, достиг такого-то срока жизни. Вслед за

тем, оставив существование, я был вновь рожден здесь' — так вспоминает он во

всех обстоятельствах и подробностях различные места, где пребывал в прежних

существованиях. И он говорит: 'Вечны и свое 'я' и мир — бесплодный, стоящий, как

вершина, установленный прочно, как столп, — и когда эти существа странствуют,

переходят из одного существования в другое, оставляют существование, вновь

рождаются, это также вечно.

В чем же причина? Ведь благодаря усердию, благодаря усилию, благодаря

прилежанию, благодаря серьезности, благодаря правильному умонастроению, я

обретаю такую сосредоточенность разума, что вспоминаю