Автор неизвестен

Буддийские сутры. Часть 2.

для

постижения, несущие покой, возвышенные, недоступные рассудку, тонкие, ведомые

лишь мудрецам, — которые возглашает сам Татхагата, познав их и, увидев

собственными глазами, и поистине, ради которых следует произносить надлежащую

хвалу Татхагате ?

29. Есть, монахи, некоторые отшельники и брахманы, занятые прежними

временами, рассуждающие о прежних временах, на восемнадцати основаниях

выдвигающие различные суждения о прежних временах. Исходя же из чего и о чем

говорят эти почтенные отшельники и брахманы, занятые прежними временами,

рассуждающие о прежних временах, на восемнадцати основаниях, выдвигающие

различные суждения о прежних временах?

30. Есть, монахи, некоторые, отшельники и брахманы, проповедующие вечность,

на четырех основаниях учащие, что и свое 'я' и мир вечны. Исходя же из чего и о

чем говорят эти почтенные отшельники и брахманы, проповедующие вечность, на

четырех основаниях учащие, что и свое 'я' и мир вечны?

31. Вот, монахи, какой-нибудь отшельник или брахман, благодаря усердию,

благодаря прилежанию, благодаря серьезности, благодаря правильному

умонастроению, обретает такую сосредоточенность разума, что вспоминает

сосредоточенным разумом различные места, где пребывал в прежних существованиях,

а именно: в одном рождении, в двух рождениях, в трех рождениях, в четырех

рождениях, в пяти рождениях, в десяти рождениях в двадцати рождениях, в тридцати

рождениях, в сорока рождениях, в пятидесяти рождениях, в ста рождениях, в тысяче

рождений, в сотне тысяч рождений, во многих сотнях рождений, во многих тысячах

рождений, во многих сотнях тысяч рождений: 'Там я жил под таким-то именем, в

таком-то роду, в таком-то сословии, таким-то пропитанием, испытал такое-то

счастье и несчастье, достиг такого-то срока жизни. Вслед за тем, оставив

существование, я вновь родился в другом месте. А там я жил под таким-то именем,

в таком-то роду, в таком-то сословии, таким-то пропитанием, испытал такое-то

счастье и несчастье, достигнув такого-то срока жизни. Вслед за тем оставив

существование, я был вновь рожден здесь' — так вспоминает он во всех

обстоятельствах и подробностях различные места, где пребывал в прежних

существованиях. И он говорит: 'Вечны и свое 'я' и мир — бесплодным, стоящий, как

вершина, установленный прочно, как столп, и когда эти существа странствуют,

переходят из одного существования в другое, оставляют существование, вновь

рождаются, это также вечно. В чем же причина? Ведь благодаря усердию, благодаря

усилию, благодаря прилежанию, благодаря серьезности, благодаря правильному

умонастроению, я обретаю такую сосредоточенность разума, что вспоминаю

сосредоточенным разумом различные места, где пребывал в прежних существованиях —

а именно: в одном рождении, в двух рождениях, в трех рождениях, в четырех

рождениях, в тридцати рождениях, в сорока рождениях, в пятидесяти рождениях, в

ста рождениях, в тысяче рождений, в сотне тысяч рождений, во многих сотнях

рождений, во многих тысячах рождений, во многих сотнях тысяч рождений: — 'Там я

жил под таким-то именем, в таком-то роду, в таком-то сословии, таким-то

пропитанием, испытал такое-то счастье и несчастье, достиг такого-то срока жизни.

Вслед за тем, оставив существование, я вновь родился в другом месте. А там я жил

под таким-то именем, в таком-то роду, в таком-то сословии, с таким-то

пропитанием, испытал такое-то счастье и несчастье, достиг такого-то срока жизни.

Вслед за тем, оставив существование, я вновь родился здесь' — так вспоминаю я во

всех обстоятельствах и подробностях различные места, где пребывал в прежних

существованиях. Отсюда я и знаю то, что вечны и свое 'я' и мир — бесплодный,

стоящий, как вершина, установленный прочно, как столп, что когда эти существа

странствуют, переходят из одного существования в другое, оставляют

существование, вновь рождаются, то это также вечно'.

Таково, монахи, первое положение, исходя из которого и о котором говорят

некоторые отшельники и брахманы, проповедующие вечность, учащие, что и свое 'я'

и мир вечны.

32. Каково же второе положение, исходя из которого и о котором говорят

почтенные отшельники и брахманы, проповедующие вечность, учащие, что и свое 'я'

и мир вечны?

Вот, монахи, какой-нибудь отшельник или брахман, благодаря усердию, благодаря

усилию, благодаря прилежанию, благодаря серьезности, благодаря правильному

умонастроению, обретает такую сосредоточенность разума, что вспоминает

сосредоточенным разумом различные места,