Автор неизвестен

Буддийские сутры. Часть 2.

Ведь отшельник Готама,

почтенные, приблизившись к Чампе, остановился в Чампе на берегу лотосного пруда

Гаггары. Те отшельники или брахманы, которые вступают в пределы нашего селения –

наши гости. Гости же должны пользоваться у нас вниманием, предупредительностью,

уважением, почетом, преклонением. А раз отшельник Готама, почтенные,

приблизившись к Чампе, остановился в Чампе на берегу лотосного пруда Гаггары, и

отшельник Готама – наш гость, гости же должны пользоваться у нас вниманием,

предупредительностью, уважением, почетом, преклонением, то по этой причине не

досточтимый Готама должен приблизиться, чтобы увидеть нас, но мы должны

приблизиться, чтобы увидеть досточтимого Готаму. Таковы, почтенные, известные

мне преимущества досточтимого Готамы, но преимущества досточтимого Готамы даже

не таковы, ибо преимущества досточтимого Готамы неизмеримы».

7. Когда так было сказано, те брахманы сказали брахману Сонаданде:

«Досточтимый Сонаданда так говорит о преимуществах отшельника Готамы, что даже

если бы этот досточтимый Готама остановился в ста йоджанах, верующий из славного

семейства, даже неся котомку с едой, должен был бы приблизиться, чтобы увидеть

его. Поэтому, почтенный, мы все приблизимся, чтобы увидеть отшельника Готаму».

И вот брахман Сонаданда с большой толпой брахманов приблизился к лотосному

пруду Гаггаре.

8. И вот у брахмана Сонаданды, когда он проходил через густую рощу, возникло

в уме такое размышление: «Если я задам вопрос отшельнику Готаме, а отшельник

Готама скажет мне на это: «Не так, брахман, следует задавать этот вопрос — вот

как, брахман, следует задавать этот вопрос», — то из-за этого окружающие

отнесутся ко мне с презрением и подумают: «Глуп брахман Сонаданда и неопытен, он

не способен правильно задать вопрос отшельнику Готаме». К кому же окружающие

отнесутся с презрением, у того уменьшится слава; у кого же уменьшится слава, у

того уменьшатся богатства, ибо богатства у нас приобретаются славой. Или если

отшельник Готама задаст мне вопрос, а я ответом на вопрос не удовлетворю его

сердце, и отшельник Готама скажет мне на это: «Не так, брахман, следует отвечать

на этот вопрос — вот как, брахман, следует отвечать на этот вопрос», — из-за

этого окружающие отнесутся ко мне с презрением и подумают: «Глуп брахман

Сонаданда и неопытен, он не способен удовлетворить ответом на вопрос сердце

отшельника Готамы». К кому же окружающие отнесутся с презрением, у того

уменьшится слава; у кого же уменьшится слава, у того уменьшатся богатства, ибо

богатства у нас приобретаются славой. Если же я, подойдя так близко, поверну

назад, не увидев отшельника Готаму, то из-за этого окружающие отнесутся ко мне с

презрением и подумают: «Глуп брахман Сонаданда и неопытен, он погряз в гордости,

но труслив и не отваживается даже приблизиться, чтобы увидеть отшельника Готаму.

Как это он может, подойдя так близко, повернуть назад, не увидев отшельника

Готаму?» К кому же окружающие отнесутся с презрением, у того уменьшится слава; у

кого же уменьшится слава, у того уменьшатся богатства, ибо богатства у нас

приобретаются славой».

9. И вот брахман Сонаданда приблизился к Блаженному. Приблизившись он

обменялся с Блаженным дружескими дружелюбными словами и почтительным

приветствием и сел в стороне. И некоторые из брахманов-домохозяев Чампы,

приветствовав Блаженного, сели в стороне; некоторые, обменявшись о Блаженным

дружескими дружелюбными словами и почтительным приветствием, сели в стороне;

некоторые, со сложенными ладонями поклонившись Блаженному, сели в стороне;

некоторые, назвав свое имя и род, сели в стороне; некоторые, оставаясь

безмолвными, сели в стороне.

10. Но и тогда, усевшись, брахман Сонаданда продолжал пребывать в

размышлении: «Если я задам вопрос отшельнику Готаме, а отшельник Готама скажет

мне на это: «Не так, брахман, следует задавать этот вопрос – вот как, брахман,

следует задавать этот вопрос», — то из-за этого окружающие отнесутся ко мне с

презрением и подумают: «Глуп брахман Сонаданда и неопытен, он не способен

правильно задать вопрос отшельнику Готаме». К кому же окружающие отнесутся с

презрением, у кого уменьшится слава, у того уменьшатся богатства, ибо богатства

у нас приобретаются славой. Или если отшельник Готама задаст мне вопрос, а я

ответом на вопрос не удовлетворю его сердце, и отшельник Готама скажет мне на

это: «Не так, брахман, следует отвечать на этот вопрос — вот как, брахман,

следует отвечать на этот вопрос»,