Автор неизвестен

Буддийские сутры. Часть 2.

он видит, как существа оставляют жизнь и

вновь рождаются; он постигает как существа, согласно своим действиям, становятся

низкими, возвышенными, красивыми, некрасивыми, счастливыми, несчастными:

'Поистине, почтенные, те существа, что наделены дурным поведением тела, наделены

дурным поведением в речи, наделены дурным поведением разума, злословят о

праведных, придерживаются ложных воззрений, с распадом тела после смерти вновь

рождаются в бедствии, несчастье, страдании, аду. Те же существа, почтенные, что

наделены добрым поведением тела, наделены добрым поведением в речи, наделены

добрым поведением разума, не злословят о праведных, придерживаются истинных

воззрений, наделены действиями, проистекающими из истинных воззрений, с распадом

тела после смерти вновь рождаются в счастье, в небесном мире'. — Так, очищенным

божественным зрением, выходящим за пределы человеческого, он видит, как существа

оставляют жизнь и вновь рождаются, он постигает как существа, согласно своим

действиям, становятся низкими, возвышенными, красивыми, некрасивыми,

счастливыми, несчастными.

Таков, достопочтенные, зримый плод отшельничества, который и прекраснее, и

возвышеннее предыдущих зримых плодов отшельничества.

Так с сосредоточенной мыслью — чистой, ясной, незапятнанной, лишенной

нечистоты, гибкой, готовой к действию, стойкой, непоколебимой, — он обращает и

направляет мысль к знанию об уничтожении греховных свойств. Он постигает в

согласии с истиной: 'Это страдание', постигает в согласии с истиной: 'Это

возникновение страдания', постигает в согласии с истиной: 'Это уничтожение

страдания', постигает в согласии с истиной: 'Это путь, ведущий к уничтожению

страдания', постигает в согласии с истиной: 'Это греховные свойства', постигает

в согласии с истиной: 'Это возникновение греховных свойств', постигает в

согласии с истиной: 'Это уничтожение греховных свойств', постигает в согласии с

истиной: 'Это путь, ведущий к уничтожению греховных свойств'. У него, знающего

так, видящего так, мысль освобождается от греховного свойства чувственности,

мысль освобождается от греховного свойства повторного существования, мысль

освобождается от греховного свойства невежества. В освобожденном возникает

знание, что он освобожден. Он постигает: 'Уничтожено вторичное рождение,

исполнен обет целомудрия, сделано то, что надлежит сделать, нет ничего вслед за

этим состоянием'.

Подобно тому, достопочтенные, как если зрячий человек, стоя на берегу

окруженного горами озера, прозрачного спокойного, незамутненного, видит устриц и

раковин, песок и гальку, стаи рыб, двигающихся и останавливающихся, он может

сказать себе: 'Вот это озеро, прозрачное, спокойное, незамутненное, а в нем эти

устрицы и раковины, песок и галька, стаи рыб, что двигаются и останавливаются',

— так же точно, достопочтенные, и монах с сосредоточенной мыслью — чистой,

ясной, незапятнанной, лишенной нечистоты, гибкой, готовой к действию, стойкой,

непоколебимой — направляет и обращает мысль к знанию об уничтожении греховных

свойств. Он постигает в согласии с истиной: 'Это страдание', постигает в

согласии с истиной: 'Это возникновение страдания', постигает в согласии с

истиной: 'Это уничтожение страдания', постигает в согласии с истиной: 'Это путь,

ведущий к уничтожению страдания', постигает в согласии с истиной: 'Это греховные

свойства', постигает в согласии с истиной: 'Это возникновение греховных

свойств', постигает в согласии с истиной: 'Это уничтожение греховных свойств',

постигает в согласии с истиной: 'Это путь, ведущий к уничтожению греховных

свойств'. У него, знающего так, видящего так, мысль освобождается от греховного

свойства чувственности, мысль освобождается от греховного свойства повторного

существования, мысль освобождается от греховного свойства невежества. В

освобожденном возникает знание, что он освобожден. Он постигает: 'Уничтожено

вторичное рождение, исполнен обет целомудрия, сделано то, что надлежит сделать,

нет ничего вслед за этим состоянием'.

И вот, достопочтенные, когда монах знает так и видит так, то подобает ли ему

говорить: 'жизненное начало то, что и тело' или 'жизненное начало — одно, а тело

— другое'?

— 'Когда этот монах, достопочтенный, знает так и видит так, то ему не

подобает говорить ни: 'жизненное начало — то же, что тело', ни 'жизненное начало

— одно, а тело — другое'.

— 'Вот, достопочтенные, и я знаю так и вижу так. И я не говорю ни 'жизненное

начало — то же, что и тело', ни 'жизненное