Автор неизвестен

Буддийские сутры. Часть 2.

богатства и зерна, переполненной

сокровищницей и житницей. Могущественный, наделенный четырехчастным войском,

послушным и исполнительным, — поистине, сжигающий недругов своей славой.

Верующий, подающий, щедрый деятель, держащий двери открытыми, источник насыщения

отшельников, брахманов, бедных путников, бродяг, просителей, совершающий

заслуги. Весьма ученый во всех областях знания, знающий смысл каждого слова и

объясняющий: 'Вот смысл этого слова, вот смысл того слова'. Мудрый, ясный в

суждениях, разумный, сведущий, способный мыслить о прошедшем, будущем и

настоящем. — Этими восемью признаками был наделен царь Махавиджита. И эти восемь

признаков являются принадлежностями этого жертвоприношения.

14. Царский жрец-брахман был наделен четырьмя признаками: Благородный с обеих

сторон — и по матери, и по отцу, — из чистого лона вплоть до седьмого поколения

предков, незапятнанный, безупречного происхождения. Начитанный, сведущий в

священных текстах, достигший совершенства в трех ведах вместе с объяснением

слов, наставлением в ритуале, наукой разделения слогов, с итихасой — в пятых,

умеет разбирать слово за словом, знающий грамматику, постигший рассуждения о

природе и знаки на теле великого человека. Нравственный, высокой нравственности,

наделенный высокой нравственностью. Мудрый, ясный в суждениях, первый или второй

среди протягивающих жертвенную ложку. — Этими четырьмя признаками был наделен

царский жрец брахман. И эти четыре признака являются принадлежностями этого

жертвоприношения.

15. И вот, брахман, царский жрец-брахман указал царю Махадвиджите перед

жертвоприношением тройное успешное совершение жертвоприношения: 'Может быть у

досточтимого царя, желающего совершить великое жертвоприношение, возникнет

такого рода сожаление: 'Увы, у меня уйдет на это великое богатство', — так

досточтимому царю не следует испытывать этого сожаления. Может быть у

досточтимого царя, совершающего великое жертвоприношение, возникнет такого рода

сожаление: 'Увы, у меня уходит на это великое богатство', — так досточтимому

царю не следует испытывать этого сожаления. Может быть у досточтимого царя,

совершившего великое жертвоприношение, возникнет такого рода сожаление: 'Увы, у

меня ушло на это великое богатство', — так досточтимому царю не следует

испытывать этого сожаления'.

Так, брахман, это тройное успешное совершение жертвоприношения указал царю

Махавиджите царский жрец-брахман перед жертвоприношением.

16. И вот, брахман, царский жрец-брахман посоветовал царю Махавиджите перед

жертвоприношением устранить сожаление от десяти видов людей, получающий долю в

жертвоприношении: 'К жертвоприношению досточтимого придут убивающие живых

существ и отказывающиеся убивать живых существ. Те, кто убивают здесь живых

существ, пусть с тем и остаются; для тех же, кто отказывается здесь убивать

живых существ, пусть досточтимый совершает жертвоприношение, пусть досточтимый

радуется им, пусть досточтимый будет милостив к ним внутренними помыслами. К

жертвоприношению досточтимого придут берущие то, что не дано, отказывающиеся

брать то, что не дано. Те, кто берут здесь то, что им не дано, пусть с тем и

остаются; для тех же, кто отказываются здесь брать то, что не дано, пусть

досточтимый совершает жертвоприношение, пусть досточтимый радуется им, пусть

досточтимый будет милостив к ним внутренними помыслами. К жертвоприношению

досточтимого придут следующие ложным путем чувственных удовольствий и

отказывающиеся следовать ложным путем чувственных удовольствий. Те, кто следуют

здесь ложным путем чувственных удовольствий, пусть с тем и остаются; для тех же,

кто отказываются следовать здесь ложным путем чувственных удовольствий, пусть

досточтимый совершает жертвоприношение, пусть досточтимый радуется им, пусть

досточтимый будет милостив к ним внутренними помыслами. К жертвоприношению

досточтимого придут ведущие лживые речи и отказывающиеся вести лживые речи. Те,

кто ведут здесь лживые речи, пусть с тем и остаются; для тех же, кто

отказываются вести здесь лживые речи, пусть досточтимый совершает

жертвоприношение, пусть досточтимый будет милостив к ним внутренними помыслами.

К жертвоприношению досточтимого придут ведущие клеветнические речи и

отказывающиеся вести клеветнические речи. Те, кто ведут здесь клеветнические

речи, пусть с тем и остаются; для тех же, кто отказываются вести здесь

клеветнические речи, пусть досточтимый совершает жертвоприношение, пусть

досточтимый радуется