Автор неизвестен

Буддийские сутры. Часть 2.

Именно поэтому, Субхути, Великосущий бодхисаттва должен

создать безопорное сознание, которое бы ни на что не опиралось. Созданное

сознание не должно опираться на видимое, созданное сознание не должно опираться

на звук, запах, вкус, осязаемое, дхармо-частицы. Допустим, Субхути, был бы

человек, наделенный телом, огромным телом, которое бы являло форму существования

его самости, тогда он был бы [телом] подобен царице гор — Сумеру. Как ты

считаешь, Субхути, будет ли такое существование самости великим?»

Субхути отвечал: «О Благодатный, это было бы великое, о Благосущный, великое

существование самости. Почему же? „Существование самости, существование

самости“, — это, о Благодатный, проповедовалось Истинносущим как

не-существование. Тем самым оно названо „существованием самости“. Ибо неверно, о

Благодатный, что это есть существование, и неверно, что это есть

не-существование. Тем самым оно названо „существованием самости“».

11

Благодатный молвил: «Как ты считаешь, Субхути, если бы сколько песчинок было

в великой реке Ганг и столько было бы и рек Ганг, то большее ли число песчинок

было бы в них?»

Субхути отвечал: «Поскольку, о Благодатный, было бы большее число рек Ганг,

то что уж [говорить] о песчинках в этих Гангах!»

Благодатный говорил: «Поясню тебе, Субхути, просвещу тебя. Если бы сколько

песчинок было в этих Гангах и столько бы было миров, наполнив которые семью

драгоценностями какой-нибудь мужчина (или женщина) преподнес бы [их] в дар

Истинносущим, Достойным [нирваны], Совершенно Просветленным, то, как ты думаешь,

Субхути, благодаря такой причине создаст ли этот мужчина (или женщина) огромное

количество добродетели?»

Субхути отвечал: «Огромное, о Благодатный, огромное, Благосущный, количество

добродетели может создать мужчина (или женщина) благодаря такой причине, даже

неизмеримое, неисчислимое».

Благодатный молвил: «Но опять-таки, Субхути, если мужчина (или женщина),

наполнив семью драгоценностями столько миров, преподнесет их в дар Истинносущим,

Достойным [нирваны], Совершенно Просветленным и если сын (или дочь) из хорошей

семьи, усвоив из Благовестия хотя бы одну четырехстопную строфу, обучит других и

подробно разъяснит ее им, то в силу этого создаст он великое, неизмеримое и

неисчислимое количество добродетели».

12

«Опять-таки, Субхути, то место здесь, на земле, где он, усвоив из Благовестия

всего одну четырехстопную строфу, проповедовал бы ее и подробно разъяснял, то

место на земле стало бы местом поклонения посреди мира богов, людей и демонов.

Что же сказать о тех, которые этим Благовестием овладевают целиком и в

совершенстве, сохраняют, сообщают и подробно разъясняют его другим? Тех,

Субхути, будет сопровождать великое чудо. В том месте земли, Субхути, живет

Учитель или какой-нибудь другой наследующий ему знающий наставник».

13

После этого досточтимый Субхути спрашивал Благодатного: «Как же называть, о

Благодатный, это Благовестие и каким образом я овладею им?»

Тогда Благодатный поведал досточтимому Субхути: «Это Благовестие называется

Совершенствованием мудрости (Праджня-парамита), Субхути, так и овладевай им.

Почему же? То, Субхути, о чем Истинносущий проповедовал как о совершенствовании

мудрости, о том же он проповедовал и как о не-совершенствовании. Тем самым оно

названо „совершенствованием мудрости“. Как ты считаешь, Субхути, есть ли

какое-нибудь Учение, которое проповедовал Истинносущий?»

Субхути отвечал: «Нет, конечно, о Благодатный, нет такого Учения, которое

проповедовал Истинносущий».

Благодатный молвил: «Как ты считаешь, Субхути, сколько пылинок земли во

вселенной трех тысяч миллионов миров и много ли это будет?»

Субхути отвечал: «Много, о Благодатный, много, Благосущный, будет пылинок

земли. Почему же? То, о Благодатный, о чем Истинносущий проповедовал как о

пылинке земли, о том же он проповедовал как о не-пылинке. Тем самым она названа

„пылинкой земли“. Так же он проповедовал об этой вселенной, о ней же

Истинносущий проповедовал как о не-вселенной. Тем самым она названа

„вселенной“».

Благодатный говорил: «Как ты считаешь, Субхути, может ли Истинносущий,

Достойный [нирваны], Совершенно Просветлённый быть узнан благодаря 32

знакам-отметинам Великого человека?».

Субхути отвечал: «Нет, конечно, о Благодатный, не может Истинносущий,

Достойный [нирваны], Совершенно Просветлённый быть узнан благодаря 32

знакам-отметинам Великого человека. Почему же? Почему же? Ибо, о Благодатный, о

тех же 32