Автор неизвестен

Буддийские сутры. Часть 2.

удовольствием', — мы пребывали долгое

время в приверженности к веселью, удовольствию, сладострастию. У нас,

пребывающих долгое время в приверженности к веселью, удовольствию,

сладострастию, теряется способность самосознания и с утратой способности

самосознания, мы, оставив существование в этом сонме, достигли здешнего

состояния непостоянными, нестойкими, недолговечными, подверженными уходу из

существования'.

Таково, монахи, второе положение, исходя из которого и о котором говорят

некоторые отшельники и брахманы, проповедующие отчасти вечность, отчасти

не-вечность, учащие, что и свое 'я', и мир отчасти вечны, отчасти не вечны.

10. Каково же третье положение, исходя из которого и о котором говорят

почтенные отшельники и брахманы, проповедующие отчасти вечность, отчасти

не-вечность, учащие, что и свое 'я', и мир отчасти вечны, отчасти не вечны?

Есть, монахи, боги по имени 'Испорченные разумом'. Долгое время они

рассуждают друг о друге. Когда они долгое время рассуждают друг о друге,

портятся их мысли друг о друге. Испорченные в мыслях друг о друге они ослаблены

телом, ослаблены мыслями. Эти боги покидают существование в этом сонме.

11. И может произойти так, монахи, что-то или иное существо, оставив

существование в этом сонме, достигает здешнего /земного/ состояния. Достигнув

здешнего состояния, оно оставляет дом, странствует бездомным, оставив дом и,

будучи бездомным странником, оно благодаря усердию, благодаря усилию, благодаря

прилежанию, благодаря серьезности, благодаря правильному умонастроению обретает

такую сосредоточенность разума, что вспоминает сосредоточенным разумом то место,

где пребывало в прежнем существовании, но не вспоминает другого места, кроме

него.

12. И оно говорит: 'Ведь те досточтимые боги, которые не 'Испорченные

разумом', — те не рассуждают долгое время друг о друге. Когда те не рассуждают,

долгое время друг о друге, не портятся их мысли друг о друге. Неиспорченные в

мыслях друг о друге, они не ослаблены телом, не ослаблены мыслями. Те боги не

оставляют существования в этом сонме, постоянны, стойки, вечны, не подвержены

изменению и вечно пребывают такими. Мы же, которые были 'Испорченными разумом',

— мы долгое время рассуждали друг о друге. Когда мы долгое время рассуждали друг

о друге, испортились наши мысли друг о друге. Испорченные в мыслях друг о друге,

мы ослаблены телом, ослаблены мыслями. Оставив существование в этом сонме, мы

достигли здешнего состояния непостоянными, нестойкими, недолговечными,

подверженными уходу из существования.

Таково, монахи, третье положение, исходя из которого и о котором, говорят

некоторые отшельники и брахманы, проповедующие отчасти вечность, отчасти

не-вечность, учащие, что и свое 'я', и мир отчасти вечны, отчасти не вечны.

13. Каково же четвертое положение, исходя из которого, и о котором говорят

почтенные отшельники и брахманы, проповедующие отчасти вечность, отчасти

не-вечность, учащие, что и свое 'я', и мир отчасти вечны, отчасти не вечны?

Вот, монахи, какой-нибудь отшельник или брахман предается рассуждению и

исследованию. И убежденный рассуждением, влекомый исследованием он произносит

такое собственное заключение: 'Ведь то, что зовется глазом, и ухом, и носом, и

языком, и телом — это своя 'я', непостоянно, нестойко, не вечно, подвержено

изменению. То же, что зовется мыслью, или разумом, или сознанием, — это свое 'я'

— постоянно, стойко, вечно, не подвержено изменению и вечно пребывает таким.

Таково, монахи четвёртое положение, исходя из которого, и о котором говорят

некоторые отшельники и брахманы, проповедующие отчасти вечность, отчасти и не

вечность, учащие, что и свое 'я', и мир отчасти вечны, отчасти не вечны.

14. Таковы, монахи, эти отшельники и брахманы, проповедующие отчасти

вечность, отчасти не вечность, на четырех основаниях, учащие, что и свое 'я', и

мир отчасти вечны, отчасти не вечны. Ибо, монахи, все те отшельники или

брахманы, которые проповедуют отчасти вечность, отчасти не вечность и учат, что

и свое 'я', и мир отчасти вечны, отчасти не вечны, делают так на четырех этих

основаниях или на каком-нибудь одном из них — нет кроме этого других оснований.

15. Итак, монахи, Татхагата понимает: 'Эти основы учения так-то достигнуты,

так-то приняты, ведут к тому-то, приносят то-то в будущем существовании'. И

Татхагата понимает их и понимает выходящее за их пределы и не привязывается к

этому пониманию; не привязанный он находит успокоение в своем сердце.