Автор неизвестен

Буддийские сутры. Часть 2.

на стезю просветленных существ,

должен совершать даяние, не опираясь на понятие „значение“».

5

«Как ты считаешь, Субхути, может быть виден Истинносущий (Татхагата)

благодаря великолепию его признаков?»

Субхути отвечал: «Нет, о Благодатный, Татхагата не может быть виден благодаря

великолепию его признаков. Почему же? То, что Истинносущим названо „великолепием

признаков“, вовсе не является великолепием признаков».

Благодатный говорил досточтимому Субхути так: «Поскольку, Субхути, есть

великолепие признаков, постольку есть и заблуждение, поскольку нет великолепия

признаков, постольку нет и заблуждения. Значит, Истинносущий может быть виден

благодаря наличию и отсутствию признаков».

6

После чего досточтимый Субхути так обратился к Благодатному: «Будут ли, о

Благодатный, существовать какие-либо твари в будущем, в конце времен, в

последнюю эпоху, в последние 500 лет, во времена, когда падет Благой Закон? Если

им будут поведаны такие высказывания этой Сутры, постигнут ли они ее подлинное

содержание?»

Благодатный отвечал: «Нельзя, Субхути, тебе так говорить: будут ли

существовать [опускаем буквальное повторение вопроса Субхути]... Конечно же,

будут, Субхути, существовать великосущие бодхисаттвы в будущем, в конце времен,

в последнюю эпоху, в последние 500 лет, во времена, когда падет Благой Закон, и

они будут добродетельны, высоконравственны и глубокомудры. Тогда, если им будут

поведаны такие высказывания этой Сутры, они постигнут ее подлинное содержание. И

опять-таки, Субхути, неверно, что великосущим бодхисаттвам будет оказываться

содействие одним только Просветлённым, ибо их благие основы заложены не одним

Буддой. Именно великосущие просветленные существа, Субхути, когда им будут

поведаны такие высказывания этой Сутры, обретут чистоту единого сознания, и им

будет содействовать не один Просветлённый, а сотни тысяч, ибо благие основы

заложены не одним Буддой, а сотнями тысяч. Ведомы, Субхути, они Истинносущему,

обладающему знанием Просветлённого, видимы, Субхути, они Истинносущему,

обладающему зрением Просветлённого, пробуждены, Субхути, они Истинносущим. Все

они, Субхути, произведут и приобретут неизмеримое и неисчислимое количество

добродетели. Почему же?

Ибо неверно, Субхути, что эти великосущие бодхисаттвы прибегают к понятиям

„независимая самость“, „существо“, „живая душа“, „отдельная личность“. И

неверно, Субхути, что эти великосущие просветленные существа прибегают к понятию

„Закон“, как и к понятию „не-Закон“. Неверно, Субхути, что они вообще прибегают

к понятиям или отвергают их. Почему же?

Если бы, Субхути, эти великосущие бодхисаттвы прибегли к понятию „Закон“, то

оно бы вызвало у них и понятия „независимая самость“, „существо“, „живая душа“,

„отдельная личность“. Если бы они прибегли к понятию „не-Закон“, то и оно бы

вызвало у них понятия „независимая самость“, „существо“, „живая душа“,

„отдельная личность“. Почему же? Неверно, Субхути, что великосущий бодхисаттва

должен держаться Закона или отвергать его. Поэтому Истинносущий намеренно изрек:

„Те, кто постиг, что Благовестие (дхарма-парьяя) подобно плоту, должны избегать

Законоучений, а еще более — их отрицания“».

7

Далее говорил Благодатный досточтимому Субхути: «Как ты считаешь, Субхути,

есть ли какое-нибудь Учение (дхарма), постигнутое Истинносущим в качестве

„наивысшего Просветления“, или какое-нибудь Учение, проповеданное Истинносущим?»

На то досточтимый Субхути отвечал Благодатному: «Как я, о Благодатный,

понимаю содержание поведанного тобой, нет никакого Учения, постигнутого

Истинносущим в качестве „наивысшего Просветления“, и нет Учения, проповеданного

Истинносущим. Почему же? Учение, которое Истинносущий постигал или проповедовал,

непостижимо [мыслью] и невыразимо, оно не есть ни Учение, ни не-Учение. Почему

же? Ибо святые велики [своею] неопределимостью».

8

Благодатный сказал: «Как ты считаешь, Субхути, если какой-нибудь сын (или

дочь) из хорошей семьи, наполнив 7-ю драгоценностями три тысячи миллионов миров,

преподнесет [их] в дар Истинносущим, Достойным [нирваны], Совершенно

Просветленным, то благодаря этому создаст ли огромное количество добродетели сын

(или дочь) из хорошей семьи?»

Субхути отвечал: «Огромное, о Благодатный, огромное, Благосущный (Сугата),

количество добродетели может быть создано в силу этого сыном или дочерью из

хорошей семьи. Почему же? То, о Благодатный, что Истинносущим проповедовалось

как о количестве добродетели,