Автор неизвестен

Буддийские сутры. Часть 2.

одним,

становится многочисленным, будучи многочисленным, становится одним; становится

видимым для глаз, скрытым от глаз, беспрепятственно проходит через стену, через

ограду, через гору, словно через воздух; опускается в землю и поднимается из

нее, словно из воды; не погружаясь идет по воде, словно по земле; сидя со

скрещенными ногами, возносится в небо, словно крылатая птица; касается рукой и

схватывает Солнце и Луну — эти столь великие, столь чудесные светила; своим

телом он достигает даже мира Брахмы.

88. Подобно тому, великий царь, как искусный гончар или ученик гончара может

сделать и изготовить из хорошо обработанной глины сосуд, какой пожелает, или же

подобно тому, великий царь, как искусный резчик по слоновой кости или ученик

резчика по слоновой кости может сделать и изготовить из хорошо обработанной

слоновой кости такой сосуд из слоновой кости, какой пожелает, или же подобно

тому, великий царь, как искусный золотых дел мастер или ученик золотых дел

мастера может сделать и изготовить из хорошо обработанного золота сосуд, какой

пожелает, — так же точно, великий царь, и монах с сосредоточенной мыслью —

чистой, ясной, незапятнанной, лишенной нечистоты, гибкой, готовой к действию,

стойкой, непоколебимой, — направляет и обращает мысль к разным видам

сверхъестественных способностей. Он осуществляет различные виды

сверхъестественных способностей: будучи одним, становится многочисленным, будучи

многочисленным, становится одним; становится видимым для глаз, скрытым от глаз,

беспрепятственно проходит через стену, через ограду, через гору, словно через

воздух ; опускается в землю и поднимается из нее, словно из воды; не погружаясь,

идет по воде, словно по земле; сидя со скрещенными ногами, возносится в небо,

словно крылатая птица; касается рукой и схватывает Солнце и Луну — это столь

великие, столь чудесные светила; своим телом он достигает даже мира Брахмы.

Таков, великий царь, зримый плод отшельничества, который и прекраснее, и

возвышеннее предыдущих зримых плодов отшельничества.

89. Так со сосредоточенной мыслью — чистой, ясной, незапятнанной, лишенной

нечистоты, гибкой, готовой к действию, стойкой, непоколебимой — он направляет и

обращает мысль к божественному слуху. Очищенным божественным слухом, выходящим

за пределы человеческого, он слышит оба видов звуков — и божественные и

человеческие, далекие и близкие.

90. Подобно тому, великий царь, как человек, который, находясь на главной

дороге, слышит звук литавр, звук барабана, звук раковины, цимбал, гонга, может

сказать себе: 'Вот звук литавр, вот звук барабана, вот звук раковины, цимбал,

гонга', — также точно, великий царь, и монах с сосредоточенной мыслью — чистой,

ясной, незапятнанной, лишенной нечистоты, гибкой, готовой к действию, стойкой,

непоколебимой — направляет и обращает мысль к божественному слуху. Очищенным

божественным слухом, выходящим за пределы человеческого, он слышит оба видов

звуков — и божественные и человеческие, далекие и близкие.

Таков, великий царь, зримый плод отшельничества, который и прекраснее, и

возвышеннее предыдущих зримых плодов отшельничества.

91. Так, с сосредоточенной мыслью — чистой, ясной, незапятнанной, лишенной

нечистоты, гибкой, готовой к действию, стойкой, непоколебимой — он направляет и

обращает мысль к знанию, охватывающему сердце. Охватывая сердцем сердце других

существ, других личностей, он постигает их.

Наделенную страстью мысль он постигает как наделенную страстью мысль.

Свободную от страсти мысль он постигает как свободную от страсти мысль.

Наделенную ненавистью мысль он постигает как наделенную ненавистью мысль.

Свободную от ненависти мысль он постигает как свободную от ненависти мысль.

Наделенную заблуждением мысль он постигает как наделенную заблуждением

мысль. Свободную от заблуждения мысль он постигает как свободную от

заблуждения мысль. Собранную мысль он постигает как собранную мысль.

Несобранную мысль он постигает как несобранную мысль. Великую мысль, он

постигает как великую мысль. Невеликую мысль, он постигает как невеликую

мысль. Превзойденную мысль он постигает как превзойденную мысль.

Непревзойденную мысль он постигает как непревзойденную мысль.

Сосредоточенную мысль он постигает как сосредоточенную мысль. Не

сосредоточенную мысль он постигает как не сосредоточенную мысль.

Освобожденную мысль он постигает как освобожденную мысль. Не

освобожденную мысль он постигает как не освобожденную мысль.

92. Подобно тому,