Автор неизвестен

Буддийские сутры. Часть 2.

время в одиночестве, возникает тревога,

неудовлетворенность, беспокойство: 'О, если бы и другие существа могли достичь

здешнего состояния!' Тогда другие существа, оттого ли, что окончился срок или

окончилось действие заслуг, оставляют существование в сонме сияния и вновь

рождаются во дворце Брахмы спутниками того существа. Там они находятся долгое,

длительное время, состоя из разума, питаясь радостью, излучая собой сияние,

двигаясь в пространстве, пребывая во славе.

6. Тогда, монахи, то существо, которое первым родилось вновь, говорит себе

так: 'Я — Брахма, великий Брахма, победоносный, непобедимый, всевидящий,

всесильный, владыка, творец, созидатель, наилучший устроитель, повелитель, отец

бывшего и будущего! Мною сотворены эти существа. В чем же причина?

Ведь раньше я сказал себе так: 'О, если бы и другие существа могли достичь

здешнего состояния!' Таково было стремление моего разума, и вот другие существа,

достигли здешнего состояния. И те существа, которые позже родились вновь, тоже

говорят себе так: 'Ведь он — досточтимый Брахма, великий Брахма, победоносный,

непобедимый, всевидящий, всесильный, владыка, творец, созидатель, наилучший

устроитель, повелитель, отец бывшего и будущего. Мы сотворены этим почтенным

Брахмой? В чем же причина? Ведь мы видели, что он первым родился здесь вновь, а

мы позже родились вновь'.

6. И вот, монахи, то существо, которое первым родилось вновь, бывает

долговечнее, и красивее, и сильнее, те же существа, которые позже родились

вновь, бывают недолговечнее, и некрасивее, и бессильнее. И может произойти так,

монахи, что то или иное существо, оставив существование в этом сонме, достигает

здешнего земного состояния. Достигнув здешнего состояния, оно оставляет дом и

странствует бездомным. Оставив дом и будучи бездомным странником, оно благодаря

усердию, благодаря усилию, благодаря прилежанию, благодаря серьезности,

благодаря правильному умонастрою, обретает такую сосредоточенность разума, что

вспоминает сосредоточенным разумом то место, где пребывало в прежнем

существовании, но не вспоминает другого места, кроме него. И оно говорит: 'Ведь

тот досточтимый Брахма, великий Брахма, победоносный непобедимый, всевидящий,

всесильный, владыка, творец, созидатель, наилучший устроитель, повелитель, отец

бывшего и будущего — досточтимый Брахма, которым мы сотворены, постоянен, стоек,

вечен, не подвержен изменению и вечно пребывает таким. Мы же, которые были

сотворены этим Брахмой, — мы достигли здешнего земного состояния непостоянными,

нестойкими, недолговечными, поверженными уходу из существования'.

Таково, монахи, первое положение, исходя из которого и о котором говорят

некоторые отшельники и брахманы, проповедующие отчасти вечность, отчасти

не-вечность, учащие, что и свое 'я', и мир отчасти вечны, отчасти не вечны.

7. Каково же второе положение, исходя из которого и о котором говорят

почтенные отшельники и брахманы, проповедующие отчасти вечность, отчасти

не-вечность, учащие, что и свое 'я', и мир отчасти вечны, отчасти не вечны?

Есть, монахи, боги по имени 'Испорченные удовольствием'. Долгое время они

пребывают в приверженности к веселью, удовольствиям, сладострастию. У них,

пребывающих долгое время в приверженности к веселью, удовольствиям,

сладострастию, теряется способность к самопознанию, и с утратой способности

самопознания эти боги оставляют существование в этом сонме.

8. И может произойти так, монахи, что то или иное существо, оставив

существование в этом сонме, достигает здешнего земного состояния. Достигнув

здешнего состояния, оно оставляет дом и странствует бездомным. Оставив дом и

будучи бездомным странником, оно благодаря усердию, благодаря усилию, благодаря

прилежанию, благодаря серьезности, благодаря правильному умонастроению обретает

такую сосредоточенность разума, что вспоминает сосредоточенным разумом то место,

где пребывало в прежнем существовании, но не вспоминает другого места, кроме

него.

9. И оно говорит: 'Ведь те досточтимые боги, которые не 'Испорченные

удовольствием', — те не пребывают долгое время в приверженности к веселью,

удовольствию, сладострастию. У них, не пребывающих долгое время в приверженности

к веселью, удовольствию, сладострастию, не теряется способность самопознания, и

не утратив способности самосознания, те боги не оставляют существования в этом

сонме, постоянны, стойкие, вечны, не подвержены изменению и вечно пребывают

такими. Мы же, которые были 'Испорченные