Автор неизвестен

Буддийские сутры. Часть 2.

начало — одно, а тело — другое'.

Так сказал Блаженный. И удовлетворенный личчхави Оттхаддха возрадовался

словам Блаженного.

Окончена шестая Махали сутта

 

ВАДЖРА-ЧЧХЕДИКА ПРАДЖНЯ-ПАРАМИТА СУТРА

АЛМАЗНАЯ СУТРАили сутра о совершенной мудрости, рассекающей [тьму

невежества], как удар молнии

Перевод с санскрита В. Андросова

1

Я слышал так, что однажды в Шравасти, в лесу Джеты, где некогда отдыхал

Анатхапиндада, пребывал Благодатный совместно с большой общиной нищенствующих

монахов, [числом] 12 с половиной сотен, и с очень многими великосущими

просветленными существами (бодхисаттвами). Так вот, в первой половине дня, надев

накидку и взяв чашу, Благодатный отправлялся в славный город Шравасти за

подаянием для пропитания. После того как, совершив обход великого города

Шравасти и собрав подаяние, Благодатный по возвращении вкусил его из чаши, он

отложил ее и накидку, омыл ноги, уселся на прежнее место, скрестив их, распрямил

тело и сосредоточился. Тогда многочисленные монахи стали подходить к

Благодатному и, склоняя головы к его ногам, трижды обходили вокруг него и

рассаживались в сторонке.

2

В то собрание и в то же время прибыл досточтимый Субхути и сел. Затем он

поднялся, закинул край накидки на одно плечо, опустил правое колено на землю,

смиренно склонил главу пред Благодатным и, сложив ладони, обратился к нему так:

«Дивно, Благодатный, весьма дивно, о Благосущный (Сугата), что великосущим

просветленным существам оказывал высочайшее содействие именно Истинносущий,

Достойный [нирваны], Совершенно Просветлённый (татхагата, архат,

самьяк-самбуддха). Дивно, о Благодатный, что великосущим бодхисаттвам преподнес

высший дар именно Истинносущий, Достойный [нирваны], Совершенно Просветлённый.

Как же должно вести себя ступившему на стезю просветленных существ сыну или

дочери из хорошей семьи, что нужно делать, как научиться владеть мыслью?»

На то Благодатный отвечал досточтимому Субхути: «Верно, верно, о Субхути, это

в точности так, как ты говоришь. Истинносущий оказывал высочайшее содействие

великосущим бодхисаттвам. Теперь же, о Субхути, слушай усердно и запоминай

правильно. Я поведаю тебе, как должно вести себя ступившему на стезю

просветленных существ, что нужно делать, как научиться владеть мыслью».

«Да, [я внимаю], о Благодатный», — молвил досточтимый Субхути.

3

Ему Благодатный говорил так: «В этом мире, Субхути, ступившие на стезю

бодхисаттвы должны усвоить такой образ мыслей. Сколь много существ, Субхути, в

мире существ, охваченных собирательным понятием существа: рожденных ли из яйца,

рожденных ли из чрева, рожденных ли из влаги, рожденных ли самопроизвольно, во

плоти или бесплотных, сознательных или бессознательных, или бессознательных и

небессознательных, т. е. как бы умозрительно ни представлять мир существ, — всех

их я должен привести к полному освобождению в мире нирваны, лишенной какого бы

то ни было остатка существования. Однако даже когда освободилось полностью

неизмеримое число существ, все-таки нет ни одного существа, освобожденного

полностью. Почему же? Если, Субхути, бодхисаттва прибегает к понятию „существо“,

то его нельзя называть бодхисаттвой. Почему же? Нельзя называть бодхисаттвой

того, кто прибегает к понятиям „независимая самость“, „существо“, „живая душа“,

„отдельная личность“ (пудгала).

4

Более того, Субхути, существо, стремящееся к Просветлению (бодхисаттва),

[сознание] которого еще опирается на объекты, не должен совершать даяние (дана).

Кто опирается на что бы то ни было, тот не должен совершать даяние. Кто

опирается на видимое, кто опирается на звук, запах, вкус, осязаемое и

дхармо-частицы, тот не должен совершать даяние. Ибо, Субхути, когда великосущий

бодхисаттва намеревается совершить даяние, он не опирается на понятие

„значение“. Почему же? Когда, Субхути, такое не опирающееся ни на что

просветленное существо (бодхисаттва) совершает даяние, тогда его количество

добродетели нелегко измерить. Как ты считаешь, Субхути, легко ли измерить

пространство на востоке?»

Субхути отвечал: «Нет, Благодатный».

Благодатный спрашивал: «А легко ли измерить пространство на юге, западе,

севере, внизу, вверху, между странами света, во всех десяти сторонах света?».

Субхути отвечал: «Нет, Благодатный».

Благодатный говорил: «Точно так же, Субхути, нелегко измерить количество

добродетели такого не опирающегося ни на что бодхисаттвы, который совершает

даяние. Вот поэтому, Субхути, тот, кто ступил