Автор неизвестен

Буддийские сутры. Часть 2.

узды. Как же

великий царь, Нигантха сдержан воздержанием четырехчастной узды? Великий царь,

Нигантха воздерживается от всякой воды, и наделен всякою водою. И так, великий

царь, Нигантха сдержан воздержанием четырехчастной узды. И поскольку, великий

царь, Нигантха сдержан так воздержанием четырехчастной узды, он великий царь,

зовется Нигантхой, чье 'я' достигло цели, и чье 'я' обуздано, и чье 'я' стойко.

30. Так, господин, Нигантха Натапутта, будучи спрошенным о зримом плоде

отшельничества, ответил мне о воздержании четырехчастной узды. Подобно тому,

господин, как спрошенный о манго, стал бы отвечать о хлебном дереве, или

спрошенный о хлебном дереве, стал бы отвечать о манго, так же точно, господин,

и, Нигантха Натапутта, будучи спрошен о зримом плоде отшельничества, ответил о

воздержании четырехчастной узды. Тогда, господин, я сказал себе так: 'Как может

подобный мне даже подумать о том, чтобы осудить отшельника или брахмана,

живущего в царстве?' И вот, господин, я не высказал, Нигантхе Натапутте ни

одобрения, ни порицания; ни одобряя, ни порицая, я, будучи недовольным, не

произнес недовольных слов и пожалел об этой речи, не возмущаясь, поднялся с

сиденья и удалился.

31. Однажды, господин, я приблизился к Санджае Беллаттхипутте. Приблизившись,

я обменялся с Санджаей Беллаттхипуттой дружескими, дружелюбными словами и

почтительным приветствием и сел в стороне. И сев в стороне, я, господин, так

сказал Санджае Беллаттхипутте: 'Существуют ведь, досточтимый Санджая, занятые в

различных отраслях ремесел, а именно: сведущие в уходе за слонами, сведущие в

коневодстве, колесничие, лучники, знаменосцы, распорядители в войске,

распределяющие провиант, благородные воины, искушенные в набегах, не уступающие

большому слону, герои, воители в кожаном панцире, дети рабов, повара, брадобреи,

банщики, изготовители сладостей, плетельщики венков, красильщики, ткачи,

плетельщики корзин, гончары, вычисляющие, считающие по пальцам, а также и

занятые в других различных отраслях ремесел подобного рода — и они живут в этом

зримом мире зримым плодом (своего) ремесла, им они радуют и удовлетворяют самих

себя, радуют и удовлетворяют мать и отца, радуют и удовлетворяют ребенка и жену,

радуют и удовлетворяют друга и товарища, доставляют отшельникам и брахманам

благодатные подношения, связанные с небом, несущие счастье, ведущие на небеса.

Можно ли, досточтимый Санджая, указать таким же образом зримый плод

отшельничества в этом зримом мире?'

32. Когда так было сказано, господин, Санджая Беллаттхипутта так сказал мне:

'Если бы ты спросил меня: 'Другой мир существует?' и я считал бы, что другой мир

существует, то я объяснил бы, что другой мир существует. Но я не считаю этого. Я

не считаю так. Я не считаю иначе. Я не считаю, что нет. Я не считаю, что

неверно, что нет. Если бы ты спросил: 'Другой мир не существует?', и я считал

бы, что другой мир не существует, то я объяснил бы, что другой мир не

существует. Но я не считаю этого. Я не считаю так. Я не считаю иначе. Я не

считаю, что нет. Я не считаю, что неверно, что нет. Если бы ты спросил меня:

'Другой мир и существует и не существует?', и я считал бы, что другой мир и

существует, и не существует, то я объяснил бы, что другой мир и существует, и не

существует. Но я не считаю этого. Я не считаю так. Я не считаю иначе. Я не

считаю, что нет. Я не считаю, что неверно, что нет. Если бы ты спросил меня:

'Другой мир ни существует, ни не существует?', и я считал бы, что другой мир ни

существует, ни не существует, то я объяснил бы, что другой мир ни существует, ни

не существует. Но я не считаю этого. Я не считаю так. Я не считаю иначе. Я не

считаю, что нет. Я не считаю, что неверно, что нет. Если бы ты спросил меня:

'Самопроизвольно родившиеся существуют?', и я считал бы, что самопроизвольно

родившиеся существуют, то я объяснил бы, что самопроизвольно родившиеся

существуют. Но я не считаю этого. Я не считаю так. Я не считаю иначе. Я не

считаю, что нет. Я не считаю, что неверно, что нет. Если бы ты спросил меня:

'Самопроизвольно родившиеся не существуют?', и я считал бы, что самопроизвольно

родившиеся не существуют, то я объяснил бы, что самопроизвольно родившиеся не

существуют. Но я не считаю этого. Я не считаю так. Я не считаю иначе. Я не

считаю, что нет. Я не считаю, что неверно, что нет. Если бы ты спросил меня:

'Самопроизвольно родившиеся и существуют, и не существуют?', и я считал бы, что

самовольно родившиеся и