Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 1)

к очищению души, значительно более совершенному, чем очищение

тела, затем--к упражнению мышления в восприятии и созерцании блага и

избавлении от своего противоположного, а после этого -- к единению с богами,

дарующими благо.

      б. После того как оно по отдельности соприкоснется с частицами

мироздания и со всеми пронизывающими их божественными силами, тогда-то оно и

приведет и присоединит душу ко всеобщему творцу, освободит ее от всякой

материи и соединит только с вечным разумом. Например, как я говорю, оно по

отдельности соприкасается с самопроизвольно порождающей, самодвижной,

возвышающей все, разумной, упорядочивающей все, возводящей к умопостигаемой

истине, самосовершенствующейся, созидательной силой и с остальными

божественными демиургическими силами, чтобы участвующая в теургии душа

      (стр.225)

      окончательно обрела свое место среди их воплощений, мыслей и

демиургических действий. И вот тогда-то оно предоставляет эту самую душу

всему демиургическому богу. Вот каково завершение жреческого восхождения у

египтян.

      7. Что же касается самого блага, то они полагают, что божественное

благо--это заранее обдуманное самим богом, а другое, человеческое,--это

единение с ним, и это истолкование дал Вития на основании книг Гермеса.

Следовательно, эта часть не пропущена египтянами, как полагаешь ты, но

передана так, как это подобает богу. И не по малозначимым вопросам теурги

докучают божественному уму, но по тем, которые относятся к очищению души, ее

освобождению и спасению. И занимаются они не трудными, а для людей

бесполезными вещами, но, напротив, наиполезнейшими для всякой души. И отнюдь

не вводятся в заблуждение неким обманчивым демоном те, кто во всех

отношениях стоит выше лукавой и демонической природы и воспарил к

умопостигаемой и божественной.

      8. Вот что мы ответили тебе в меру нашей возможности на вопросы

относительно божественной мантики и теургии, по поводу которых ты пришел в

недоумение. Так вот, наконец, в заключение рассуждений, я совершаю молитву

богам, чтобы они помогли как мне, так и тебе неизменно сохранять истинные

мысли, и вложили в нас вечную истину на вечные времена, и помогли обрести

самые совершенные мысли о богах, в которых заведомо заключаются для нас

достойное почитания счастливое свершение благ и сама власть в согласной

дружбе между собой.

      (стр.226)

ПРИЛОЖЕНИЕ

ЕВНАПИЙ

ЖИЗНЕОПИСАНИЯ ФИЛОСОФОВ И СОФИСТОВ

ЯМВЛИХ

      После них 1 самым именитым аал Ямвлих, который происходил из

знатного рода и от людей, утопающих в роскоши и преуспевающих. Отечеством

его была Халкида; этот город находится в области, именуемой Кела. Вступив в

общение с Анатолием 2, почитавшимся вторым после Порфирия, он

весьма преуспел и достиг вершин в занятиях философией. Затем1,

после Анатолия, он вверил себя Порфирию, и не было такого предмета, в

котором он не превзошел бы и Порфирия, за исключением разве что связности и

силы речи. Ибо произносимое им тяготеет скорее к прелести и очарованию и не

обладает некоей белизной и не приукрашается чистотой, хотя, впрочем, и не

оказывается совершенно неясным, но, как говорил о Ксенократе Платон, и не

приносится в жертву Гермесовым Харитам3. Конечно, его речь не

захватывает слушающего ее и не

      (стр.229)

      околдовывает при чтении вслух, а скорее отталкивает и удручает слух.

      Снискав в трудах праведность, он удостоился от богов столь огромного

влияния на слушателей, что у него было множество учеников и отовсюду

сходились к нему люди, жаждущие образования; и возникло среди них некое

прекраснейшее недоумение. Ведь вот они: Сопатр из Сирии, муж наиискуснейший

в речи и письме, и Эдесий и Евстафий из Каппадокии, и Феодор и Евфразий из

Эллады4--люди, обладавшие наивысшей добродетелью, и множество

других, не слишком отстававших от этих по силе речей, так что удивительно

было, что всем им он был полезен; ибо был он еще и щедр со всеми. Так вот,

весьма малое время он проводил наедине с самим собой, без товарищей и

учеников, поклоняясь божеству; по большей же части он пребывал в кругу

товарищей, и в отношении пищи придерживался древней невзыскательности,