Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 1)

дурные цели. Это

действие приходит в движение в согласии по причине сходства и совершенно

противоположным страстям образом, а вот этот человек уже по своему

предварительному замыслу может привлекать дарованное против справедливости к

совершению дурных дел. Этот дар в согласии с единой гармонией космоса

заставляет приводить в соприкосновение то, что расположено на самом большом

расстоянии. И если

      кто-нибудь, обнаружив это, попытался бы бесчестно притягивать одни

частицы мироздания к другим, то на самом деле не причины подобного, а

человеческая дерзость и пренебрежение космическим порядком искажали бы

красоту и законность. Стало быть, вовсе и не боги совершают то, что

почитается дурным, а исходящие от них природы и тела. Впрочем, и последние

не привносят от себя никакой неправильности так, как это считается, но в

действительности посылают сущему на Земле собственные истечения ради

спасения всего вместе, а уже те, кто их воспринимает, преобразуют при помощи

собственного вмешательства и искажения и переносят эти истечения, посланные

для одного, на иное. Тем самым доказано, что божественное вовсе не выступает

в качестве причины дурных и беззаконных действий.

      (стр.160)

      11. После этого ты недоуменно спрашиваешь, почему боги обыкновенно не

повинуются тому, кто совершает заклинания, не будучи чистым вследствие

любовных утех, а сами не опасаются склонять к противозаконным любовным

утехам встречных людей. Это недоразумение имеет ясное разрешение на основе

ранее высказанных положений. Если описанное происходит помимо законов, то --

в согласии с иной, превосходящей законы причиной и порядком, или же--если

подобное случается в согласии с гармонией и дружбой в целом космосе, то

применительно к его частям -- как некое не вызывающее добрых чувств соитие,

или же -- когда дарование прекрасного, предоставляемого правильным образом,

превращается теми, кто получил этот дар, в свою противоположность.

      12. Впрочем, нужно провести исследование самих этих предметов и того,

как они возникают и какой смысл имеют. Так вот, следует иметь в виду, что

мироздание является единым живым существом ™. Его части разнятся по своему

местоположению, но вследствие единой природы стремятся друг к другу.

Всеобщее соединяющее начало и основание для смешения по самой природе влекут

части к соединению между собой. Но и при посредстве искусства они могут

побуждаться и устремляться к этому более чем следует. Итак, это стремление

само по себе, как и то в нем, что касается всего космоса, есть благо,

причина изобилия и то, что связует общность, соединение и соразмерность, оно

вкладывает во всякое единение нерасторжимое начало любви, удерживающее от

распадения и сущее и возникающее. У частей же из-за их обособленности друг

от друга и от всего вместе, а также поскольку по своей собственной природе

они несовершенны, недостаточны v, слабы, оно созидает взаимное влечение в

сочетании со страстью. Именно

      (стр.161)

      вследствие этого большинству частей свойственно и вожделение, и

соответственное влечение.

      Так вот, искусство, заметив, что это самое начало распространяется в

природе и разделяется в отношении ее таким образом, и само многими способами

различаясь по природе, многочисленными путями извращает и искажает его.

Искусство обращает то, что упорядочено в себе, к беспорядку, красоту и

соразмерность образов насыщает несоразмерностью и бесформенностью и

превращает для отдельного сродственное священное завершение в иное единение,

в неподобающую всеобщую полноту, которая каким-то образом составляется из

различающегося на основании страсти. Оно привносит от себя материю, которая

соответствует всему становлению прекрасного, или не приемля прекрасное

вообще, или преобразуя его в другое. Оно смешивает многие разнородные

природные силы, благодаря которым и направляет слияния в становлении так,

как ему захочется. Итак, всеми этими рассуждениями мы доказываем, что

подобное состояние соития в любовных утехах возникает как результат некоего

человеческого искусства, а не какой-либо демонической или божественной

необходимости.

      13. На самом деле нужно провести исследование также в соответствии