Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 1)

они ошибаются в двух отношениях: потому, что

отказываются от божественного, и потому, что, теряя его, низвергаются к

самим

      (стр.80)

      человеческим страстям. Нужно было бы все то, что равным образом

совершается как в отношении богов, так и в отношении людей, например

коленопреклонения, поклоны, дарения и подношения первых плодов, не

рассматривать с одной и той же точки зрения применительно к тем и другим,

но, напротив, одно превозносить как божественное, а другое почитать

ничтожным как человеческое, у одного допускать страсти как для производящих

действие, так и для тех, в отношении кого оно производится (ведь оно

человеческое и связано с телом), а у другого, совершающегося через

неколебимое чудо, священное состояние, умную радость и стойкое

умонастроение, особенно ценить действие, коль скоро оно обращено к богам.

      (стр.81)

II

      1. Нужно еще показать тебе то, чем демон отличается от героя и души по

сущности, в возможности и действительности. Итак, я говорю, что демоны

появляются благодаря порождающим и демиургическим силам богов в предельном

завершении их продвижения и последних разделений, а герои--благодаря смыслам

божественной жизни, и из них образуются и выделяются первые и последние меры

душ 61.

      После того как природы демонов и героев возникли описанным образом

вследствие иных по сравнению с ними причин, они с необходимостью обладают

каждая своей особенной сущностью. Демоническая является созидающей и

образующей космические природы и осуществляющей наблюдение за отдельным

возникающим, а героическая -- животворящей, вразумляющей и руководящей

душами. И за демонами следует признать способность к порождению

      (стр.82)

      и наблюдению за природой и связью душ с телами, а за героями стоит

оставить те, которые связаны с жизнью, управлением людьми и освобождением от

становления.

      2. Соответственно нужно определить и их действия. Прежде всего следует

установить, что действия демонов -- космические и распространяющиеся в

большей степени среди совершаемого ими самими, а действия героев имеют

отношение к низшему и обращены к расположению душ. Так вот, в то время как

эти роды определены именно так, душа является низшей, находит свое место

подле предела божественных порядков, получила по жребию от двух описанных

родов некие отдельные частицы их способностей, благодаря самой себе

изобилует другими излишними придатками, предпочитает то те, то иные образы,

одни слова вместо других и то одни, то другие жизненные пути, пользуется во

всяких местах космоса многообразными жизнями и идеями, вступает в общение с

тем, с чем хочет, и отстраняется от того, от чего пожелает, уподобляется

всему и отличается от всего благодаря инаковости, предуготовляет слова,

сродственные сущему и становящемуся, и приходит в соприкосновение с богами

при помощи как тех гармоний сущностей и возможностей, в соответствии с

которыми демоны и герои соединяются с ними, так и иных. Далее, она ценит

вечность подобной жизни и деятельности меньше, чем те, часто восходит ввысь

при помощи благого воления богов и предоставляемого ими светового сияния и

возносится к высшему ангельскому чину 62. Так вот, тогда она уже

не остается в границах души и тем самым совершенно приуготовляется для роли

ангельской души и несмешанной жизни. Именно поэтому и считается, что душа

содержит в себе всевозможные сущности и действительности, разнообразные

смыслы и всяческие образы. Итак, правильно

      (стр.83)

      говоря, душа всегда определена как некое единство, но, имея общность с

собой, приходит в соприкосновение то с одними, то с другими предшествующими

причинами 63.

      Стало быть, поскольку общее различие описанных родов таково, не следует

более расходиться во мнениях относительно того, чем же на самом деле

оказывается различающий их признак. По сути дела, в каком положении

находятся от природы отдельные роды, при помощи такого и следует отличать их

друг от друга; и насколько возможно выработать для себя единый путь их

рассмотрения, настолько же необходимо исследовать их общность. Ведь в

результате этого можно