Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 1)

третье сохраняет некое иное уподобление, как, например,

свершающая рождение природа невидимых смыслов запечатлелась в неких видимых

изображениях, четвертое подносится ради почести или имеет в виду какое бы то

ни было уподобление или родство. Кое-что же приносит пользу нам самим: или

очищает каким-то образом и разрешает наши человеческие страсти, или

отвращает какое-то другое постигающее нас бедствие 40. Впрочем, и

в этом случае невозможно было бы согласиться с тем, что, следовательно,

некая частица священного обряда обращена к богам или демонам, которым он

служит, как к подверженным страстям. Ведь сама по себе вечная и бестелесная

сущность не восприемлет по природе никакого телесного изменения.

      Кроме того, даже если бы она и имела от этого пользу в высшей мере, то

не нуждалась бы для такого служения в людях, пополняясь и сама из себя и из

природы космоса и совершенства становления и, если можно так сказать, вместо

необходимости приобретая самодостаточность благодаря не испытывающей ни в

чем недостатка целостности космоса и своей собственной полноте и потому, что

все лучшие роды содержат в изобилии собственные блага.

      Итак, пусть это будет нашим общим доказательством, рассматривающим

богопочитание чистых как соприкасающееся с лучшими, чем мы, иным,

сообразным, способом, поскольку оно совершается как чистое в отношении

чистых и как бесстрастное -- в отношении бесстрастных. Обращаясь же к

отдельным примерам, мы утверждаем, что установка фаллов 41

является неким условным знаком детородной

      (стр.64)

      силы, и считаем, что тем самым эта сила побуждается к творению

становления космоса. Потому-то именно такая установка по большей части

совершается ранним утром, когда весь космос восприемлет от богов

произведение на свет всяческого становления. А непристойные речи, я думаю,

получают свое объяснение на основании материальной лишенности прекрасного и

изначального безобразия того, что впоследствии будет упорядочено, причем это

нуждающееся в упорядочении стремится к нему тем ревностнее, чем больше

узнает собственную несообразность. Итак, оно, напротив, стремится к

основаниям образов и прекрасного, поскольку познает безобразное при помощи

обсуждения безобразного. Тем самым оно разрушает действие последнего,

проявляет знание его в словах и переносит свое стремление на

противоположное.

      Имеет это и иной подобный смысл. Силы человеческих страстей, постоянно

пребывающих в нас, сдерживаемые, становятся более мощными. Приведенные же в

действие на короткое время и в малой степени, они в должной мере насыщаются

и удовлетворяются и тем самым разрешаются при посредстве убеждения, а не

прекращаются насильно. Именно поэтому, видя в трагедиях и комедиях страсти

других, мы узнаем свои собственные страсти, и умеряем их, и очищаемся от

них. И в храмах, созерцая и выслушивая безобразное, мы освобождаемся от

происходящего из-за него действительного вреда 42.

      Стало быть, подобные действия производятся в угоду нашей душе, ради

умерения зарождающихся в ней из-за становления зол и для ее освобождения и

избавления от оков. Именно потому Гераклит, по справедливости, назвал их

лекарствами, поскольку они исцеляют зло и ограждают души от случайностей

становления 43.

      (стр.65)

      12. Но говорят, что заклинания обращены к богам так, словно те

подвержены страстям, и потому не только демоны таковы, но и боги. На самом

деле все обстоит не так, как ты полагаешь. Ибо озарение при заклинаниях

самоочевидно и самосовершенно, совсем не связано ни с каким привлечением,

проявляется через божественную действительность и завершенность и настолько

превосходит самопроизвольное движение, насколько божественное стремление к

благу превосходит производящую выбор жизнь. Итак, благодаря этому стремлению

боги без зависти сияют светом, будучи милостивыми и благосклонными к

теургам, призывая к себе их души, управляя их единением с собой и приучая

их, пусть даже пребывающих в телах, отделяться от тел и приближаться к

своему вечному умопостигаемому началу.

      На основании подобных действий ясно, что то, о чем мы сейчас говорим,

является для души спасительным.