Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 1)

общее определение

применительно ко всему подобному человеческому искусству. В частности же,

внутренности и душа живых существ, и поставленный над ними демон, и воздух,

и движение воздуха, и круговращение атмосферы во многих отношениях

изменяются так, как это угодно богам. В качестве знамения же зачастую

отыскиваются те животные, которые не имеют сердца или лишены иных самых

важных органов, без которых в живых существах вообще не может присутствовать

жизнь. А птиц приводит в движение влечение их собственной души, так же как и

демон -- хранитель живых существ, а кроме того, и изменение в воздухе и

сила, нисходящая в воздух с небес. Все созвучное волениям богов ведет их в

согласии с тем, что приказали прежде всего боги. Вот самый главный признак

этого: ведь не похоже, чтобы птицы разбивались и зачастую

      (стр.123)

      гибли сами по своей воле,-- напротив, это действие сверхъестественно,

поскольку то, что совершает описанное при посредстве птиц, является чем-то

иным.

      Далее, и движение звезд приближается к вечным круговращениям на

небесах, причем не только по местоположению, но и по способностям и по

распространению света; движутся же они так, как прикажут небесные боги. Ведь

наичистейшая и высшая часть воздуха, будучи предрасположенной к

воспламенению в виде огня, как только к ней склоняются боги, сразу

загорается. Если же кто-нибудь считает, что в воздух проникают некие

истечения с небес, то и этот человек высказывает предположение, не чуждое

тому, что часто происходит в божественном искусстве. И единство, и взаимное

тяготение всего, и совместное, словно в едином живом существе, движение

самых далеко расположенных частей так, как будто они находятся рядом,

доставляют людям от богов откровение этих знамений, являющееся столь ясно,

насколько это вообще возможно, в первую очередь при посредстве небес, а

затем--воздуха.

      Так вот, на основании всего сказанного ясно и то, что боги ниспосылают

людям знамения, пользуясь многими промежуточными средствами и услугами

демонов, душ и всей природы, повелевая ими, космическими, повинующимися

единой власти, и посылая нисходящее от себя движение так, как захотели бы

сами. Стало быть, они, будучи обособлены от всего и свободны от связи и

соприкосновения со становлением, движут все в становлении и в природе по

собственному желанию. Следовательно, и доказательство, связанное с мантикой,

приходит к тому же самому, что и рассуждение о демиургии и о божественном

промысле. Ведь и последнее не низводит ум лучших

      (124)

      к здешним предметам и к нам, но, в то время как он пребывает в самом

себе, относит на его счет и знамения, и прорицание вообще и обнаруживает их

исходящими

      от него.

      17. Наконец, ты спрашиваешь, что из себя представляет и каков именно

тот способ прорицания, который мы уже охарактеризовали как в общем, так и в

частностях. Сперва ты высказываешь то представление о прорицаниях, что все

они, как утверждают, достигают предвидения будущего при посредстве богов или

демонов и что знать его не может никто другой, кроме владык будущих событий.

Затем ты высказываешь сомнение, не низводится ли божество в служении людям

до такой степени, что не может избежать даже неких гаданий на ячменной муке.

Ты напрасно высказываешь подобное предположение, называя служением изобилие

божественной силы, высшую благость, всеохват-ную причину, заботу и попечение

о нас. Кроме того, ты не принимаешь во внимание сам способ этого действия,

то, что он не связан с нисхождением и обращением к нам, но обособленно

предшествует и предоставляет самого себя как участвующего в нем, а сам не

выходит за свои пределы, не оказывается меньшим и не прислуживает

участвующим в нем, но, напротив, еще пользуется всеми как прислуживающими

96.

      Мне кажется, настоящее предположение ошибочно и в другом. Ведь

поскольку оно оценивает дела богов с точки зрения людей, то тем самым

оспаривает сам способ их возникновения. Так как мы непостоянны и иногда

склонны потакать подчиненным нам страстям и заботиться о них, именно из-за

этого и возникает ложное представление о том, что сила богов так же

прислуживает управляемому