Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 1)

значительно более общим, чем предшествующее, и столь

отвлекается от разговоров об особенностях их сущности, что оно даже не может

предположить чего-либо ни в отношении их, ни в отношении привнесенных в них

свойств. Ведь исходя из этого невозможно установить даже то, являются ли они

живыми существами или нет и лишены жизни или вовсе не нуждаются в ней. Кроме

того, нелегко заключить и о том, каким образом произносятся сами эти

названия --по обыкновению или в связи с большими различиями. Если по

обыкновению, то неразумно, что к одному и тому же роду принадлежит

бестелесное--линия, время и бог -- и к противоположному--демоны, огонь и

вода51, а если в связи с большими различиями, то разве ты

показываешь богов более высокими, чем их знамения, когда говоришь про

бестелесное? Или когда ты говоришь про тело, то разве нельзя было бы

предположить, что Земля ставится выше, чем демоны? Ведь не определено само

то, имеют ли они тела, или ездят на них верхом, или пользуются ими, или

охватывают их, или всего лишь являются тем же самым, что и тело. Но,

пожалуй, не нужно столь тщательно исследовать это противопоставление. Ведь

ты не предлагаешь его как свое собственное представление, но показываешь это

самое мнение в качестве принадлежащего другим.

      (стр.71)

      17. Итак, давай перейдем от этого к тому, в чем ты заблуждаешься в

отношении данного мнения. Ведь каким образом, по твоему представлению,

Солнце, Луна и видимые небесные тела будут богами, если боги только

бестелесны? Именно потому, утверждаем мы, что они не объемлются телами, но

объемлют тела божественными жизнями и действительностями; потому что не

обращаются к телу, но владеют телом, обращающимся к божественной причине;

потому что тело не служит препятствием для их разумного и бестелесного

совершенства и не привносит в него вторгающихся промежуточных действий.

Именно потому оно и не нуждается в особой заботе, но по самой природе и

некоторым образом самодвижно сопутствует им, не испытывая нужды в

направляющем руководстве, а само собой возвышаясь одинаковым образом с

восхождением к единству богов 52.

      Обратим внимание и на то, что небесное тело более всего родственно

бестелесной сущности богов. Ведь в то время как она едина --оно простое, она

неделима --оно нераздельно, она невозмутима --оно точно так же не подвержено

изменениям. И если кто-то полагает действия богов единообразными, то и оно

имеет единое круговое движение. Оно подражает их тождественности вечным

движением, которое основано на одном и том же, одинаково и совершается в

одном и том же направлении, в одном соотношении и в едином порядке, а

божественной жизни -- свойственной эфирным телам жизнью53. Именно

потому тело небесных светил не составлено, как составляется наше тело, из

противоположного и различного и душа не сливается с телом в единое,

составленное из двух, живое существо, наоборот -- небесные жизни богов

являются повсюду одинаковыми, во всем объединенными, однородными и не-

      (стр.72)

      составными. Ведь поскольку лучшее в них вечно одинаково возвышается,

худшее подчиняется власти первого и никогда не низводит его до себя, а целое

движется к единому общему порядку и единому сообществу, и все некоторым

образом постоянно является бестелесным и богами, то божественный образ

властвует и всегда вкладывает в них одну и ту же, повсюду целую, единую

сущность.

      18. Итак, все видимые небесные тела являются богами и некоторым образом

бестелесны. Следующий твой вопрос связан с недоумением, почему одни из них

благодетельные, а другие --злонамеренные. Так вот, это самое мнение

почерпнуто у составителей гороскопов, но совершенно отклоняется от существа

дела. Ведь все они являются благими, точно так же, как и причинами блага,

поскольку в равной мере созерцают некое единое благо и совершают свое

круговращение в соответствии только с красотой и благом. Впрочем,

подчиненные им тела и сами обладают неизъяснимыми силами, частью устойчиво

покоящимися в этих самых божественных телах, а частью переходящими от них на

природу космоса и на сам космос, упорядоченно пронизывающими все становление

и беспрепятственно достигающими отдельного.