Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 1)

приводимые в движение волением богов,

подчиняют себе нашу способность к воображению. Ведь вся жизнь души и все

заложенные в ней силы приводятся в движение богами так, как захочется самим

владыкам.

      И происходит это в двух случаях: или если боги присутствуют рядом с

душой, или если они испускают из себя некий нисходящий к ней свет. В каждом

из этих случаев как божественное присутствие, так и сияние существуют

обособленно. Итак, внимание и разумение души сознают происходящее, поскольку

с ними не соприкасается божественный свет. Способность же воображения

обращается к богам, потому что пробуждается к фантазиям не сама по себе, а

благодаря богам, в то время как человеческое общение совершенно исчезло.

      Поскольку или противоположное восприимчиво к противоположному

вследствие изменчивости и выхода за свои пределы, или родственное и

свойственное--вследствие подобия, именно поэтому, пожалуй, берут иногда

стремящиеся к свету в помощники тьму, а иногда рассматривают как

способствующий сиянию свет Солнца или Луны или вообще воздушный блеск.

      Иногда пользуются и всеми теми свойствами некоторых предметов, которые

подобают богам в смысле устремленности к будущему, или заговорами, или

снадобьями, причем приготовленными так, как это необходимо, чтобы

способствовать восприятию богов, их присутствия и появления. Кроме того,

иногда свет пропускают через воду, поскольку она, будучи прозрачной,

предрасположена к его

      (стр.121)

      восприятию. В других случаях его заставляют светить на стену, заранее

приготовляя последнюю наилучшим образом, вырисовывая на ней священные

изображения, и определяя место для света на стене, и одновременно стремясь

ограничить его здесь в некоем устойчивом положении, чтобы он не

распространился далеко.

      Могли бы возникнуть и многие иные способы привлечения света, однако все

они сводятся к одному -- к появлению сияния, где бы и с использованием каких

орудий оно бы ни проявлялось. Однако поскольку само оно является внешним и

единственное обладает всем тем, что служит волению и мысли богов, всего

более содержит священный озаряющий свет, сияющий то сверху, из эфира, то из

воздуха, или от Луны или Солнца, или из какой-то иной небесной сферы, то

благодаря всему этому описанный способ прорицания оказывается совершенно

свободным, первичным и достойным богов.

      15. Ну что же, давай перейдем к способу, реализующемуся при посредстве

человеческого искусства, который основан на предположении и на весьма

значительном самомнении. Ты говоришь о нем вот что: 'Они составили себе

искусство изыскания будущего при посредстве внутренностей, и при помощи

птиц, и на основании звезд'. Существуют и другие, весьма многочисленные,

сходные искусства, но, впрочем, и перечисленных достаточно для того, чтобы

показать весь основанный на искусстве вид мантики. Говоря в целом, он

пользуется некими божественными знамениями, поступающими от богов

разнообразными способами. Искусство каким-то образом делает вывод на

основании божественных признаков, опираясь на внутреннюю связь результатов с

являемыми знамениями и догадывается о предсказании, выводя заключение о нем

из неких

      (стр.122)

      подходящих предпосылок. Знамения же боги дают при помощи прислуживающей

им в становлении природы, причем как общей, так и особой для отдельных

предметов, или при посредстве отвечающих за становление демонов, которые,

обращаясь к стихиям всего и отдельным телам, причем как к живым существам,

так и ко всему в космосе, с легкостью влекут являющееся, куда бы ни считали

нужным боги. Они показывают мнение богов символически, и, согласно

Гераклиту, предуведомление о будущем 'не говорят и не утаивают, но

обозначают' 94, поскольку при посредстве такого предуведомления

запечатлевают способ творения. Итак, подобно тому как они порождают все при

помощи изображений, они и знаки дают точно так же при посредстве

примет95 и равным образом исходя из той же самой предпосылки и

нашу сообразительность совершенствуют вплоть до достижения значительной

остроты.

      16. Итак, пусть и у нас будет дано именно такое