Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 1)

наблюдения, основанные на том, что передали

халдейские мудрецы 5, другие строят свои возражения на

том, чему учат египетские пророки, а некоторые, соприкасаясь с учениями

философов, задаются сообразно с ними. Далее, кое-какие привносят с собой,

некое неподобающее сомнение на основании других, недостойных рассмотрения

предположений, а иные опираются

      (стр.44)

      на обыденные воззрения людей. Итак, они и сами по себе разнообразны, и

сочетаются между собой многими способами, и по всем этим причинам нуждаются

в некоем рассуждении, которое подобающим образом упорядочило бы их.

      2. Итак, мы передадим тебе с величайшей точностью и истинностью

представление о старинных преданиях ассирийцев 6 и ясно откроем

тебе наши собственные, частью выводя познавательные умозаключения

относительно них на основании бесчисленных древних письмен, а частью --

того, как древние позднее свели в законченную книгу знание о божественном.

      Если же ты предложишь некий философский вопрос, мы ответим тебе на него

в соответствии с древними стелами Гермеса7, прочтя которые,

Платон, а до него и Пифагор составили свою собственную философию, кротко и

благожелательно опровергая иноземные исследования, даже если они

обнаруживали некую враждебность; в иных случаях мы покажем их

несообразность. Все, что удастся, мы попытаемся рассказать в соответствии с

врожденными представлениями, совершенно понятно и ясно, а то, что для

достоверного понимания (возможного только при посредстве слов) нуждается в

проверке божественных дел, как и то, что наполнено умственным созерцанием,

сохраним в меньшей степени. В совершенном доказательстве мы не упустим,

впрочем, никакую из заслуживающих внимания отличительных черт последнего,

которые могут указать то, на основании чего ты и тебе подобные смогут

охватить умом сущность сущего, а также все то, что наличествует в

рассуждениях, будучи известным. Мы подобающим образом изложим тебе

свойственное всему, и на теологические вопросы мы будем отвечать

теологически, на теургические--теургически, а философские мы исследуем

      (стр.45)

      вместе с тобой философски. И из этого все, что касается первых причин,

мы выведем на свет, следуя порядку первых начал, а все то, что сказано

относительно обычаев и таинств, мы рассудим как подобает в соответствии со

свойственным обычаям образцом; точно так же и все остальное мы упорядочим

собственным способом. Давай наконец соприкоснемся с твоими вопросами.

      3. Итак, сперва ты говоришь, что допускаешь существование богов.

Высказанное именно в такой форме, это утверждение неверно. Ведь врожденное

знание о богах 8 сопутствует самой нашей сущности, оно превыше

всякого рассуждения и добровольного решения и существует прежде рассуждения

и доказательства. Оно изначально соединено с собственной причиной и

наличествует вместе с заложенным в сущности души стремлением к благу.

      Вернее, соприкосновение с божественным является даже и не знанием

9. Ведь последнее каким-то образом строится на основании родового

различия. По сравнению с ним; познающим иное как иное, опирающаяся на богов

единообразная связь является естественной и нерасторжимой. Следовательно, не

стоит соглашаться с тем, что, поскольку это возможно, она допускается, или

не допускается, или полагается сомнительной (ибо она всегда одинаково и

действительно установлена), и поскольку она властвует над суждением и

различением, то стоит ее именно таким образом и почитать 10. Ибо

скорее мы сами объемлемся этой связью, и наполняемся ею, и обладаем в знании

о богах тем самым, что мы есть.

      То же самое у меня рассуждение для тебя и относительно сопровождающих

богов лучших родов: я говорю про демонов, героев и чистые души11.

Ведь и для них нужно всегда мыслить единый и определенный смысл их

      (стр.46)

      сущности, а неопределенность и непостоянство человеческого воздействия

отбросить и избегать возникающей из равносильного противоборства рассуждений

склонности к иному; ведь подобная склонность чужда началам разума и жизни и

скорее подходит вторичному и всему тому, что соответствует возможности и

противоречивости