Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 1)

под названием 'Абсолют' стал отождествляться с неоплатоническим

Единым; все это внесло существенные недоразумения в имеющиеся переводы

античных авторов. То, что в неоплатонизме именовалось 'духом' ( ),

принципиально отличается от ума ( ). Дух--это дыхание, дуновение,

движение неких тончайших субстанций, возможно даже нематериальных. Духи

могут персонифицироваться, приобретать те или иные качества, являться

распространителями определенных свойств. Иногда они даже оказываются

самодействующими началами или несут ответственность за некие частицы

мироздания или происходящее в нем отдельное движение. Однако в любом случае

им присуще нечто общее--безмысленность, непричастность уму и мышлению. Таким

образом, отождествление ума и духа--это частный языковой факт, выражение

свойственной немецкому языку синонимии, и придавать ему какое бы то ни было

обращенное в прошлое значение не следует.

      Вот каково, согласно платоническим воззрениям, истинное бытие--ум и

душа, опирающееся на сверхбытийственное Единое - Благо; это истинное бытие

умопостигаемо, поскольку воспринять его мы можем силой нашей мысли. Что же

касается окружающего нас чувственно воспринимаемого мира, то можем ли мы

сказать, что он существует? С одной стороны, нет -- ведь всякая вещь в нем,

захваченная потоком изменения во времени, никогда не остается самой собой и

в следующее мгновение уже не та, что была

      (стр.30)

      только что. С другой стороны, да--ведь от истинно сущего

умопостигаемого даруются ему логосы и эйдосы, благодаря ему возникают смыслы

вещей, открытые для нашей души в силу ее причастности мировой, направляющей,

казалось бы, хаотическое движение частиц космоса и созидающей их пропорции и

соотношения. Для обозначения подобного состояния Платоном было введено

понятие 'становление' ( --рождение), общее для постоянного

возникновения и уничтожения вещей. 'Но все разнообразие вещей возникает от

взаимного общения и движения, причем невозможно... твердо разграничить, что

здесь действующее, а что претерпевающее. Ибо нет действующего, пока оно не

встретится, с претерпевающим, как нет и претерпевающего, пока оно не

встретится с действующим. При этом, сойдясь с одним, что-то оказывается

действующим, а сойдясь с другим,-- претерпевающим. Так что... ничто не есть

само по себе, но все всегда возникает в связи с чем-то, а слово

„существовать' нужно отовсюду изъять... В согласии с природой вещей

необходимо обозначать их в становлении, созидании, гибели и изменчивости...

Так нужно рассматривать и каждую часть, и собрание многих частей' *. Итак,

есть вечный и неподвижный истинный ноуменальный мир, подвластный знанию, и

преходящий, движущийся и мнящийся (постигаемый во мнении), чувственно

воспринимаемый мир; здесь коренится важнейшее противоречие между платонизмом

и аристотелизмом, на основании способа разрешения которого неоплатоников,

при всем их трепетном отношении к Стагириту, все-таки следует считать

таковыми, а не, скажем, неоаристотеликами. Для Платона реален, познаваем и

достоин познания тамошний мир, для

      __________________________

      * Платон. Теэтет, 157а--Ь.

      (стр.31)

      Аристотеля же--здешний, и именно от последнего, наблюдая, изучая и

классифицируя его, мы в силах перейти к неподвижному и тождественному

умопостигаемому.

      Таким образом, становящееся возникает (рождается) и гибнет (исчезает).

Но возникает--откуда? и исчезает -- куда? Не прослеживается ли здесь некое

присутствие небытия, из которого в каком-то смысле приходят вещи и в которое

они уходят? Вероятно, это так; напомним, что и у Платона неоднократно

появляется это 'сущее небытие': например, в упомянутых выше диалогах -- по

крайней мере в 'Софисте' и 'Пармениде' (в последнем -- как 'иное'). В

законченной форме учение об этом небытии, которое, с легкой руки Аристотеля,

получило в позднейшей философии не вполне корректное название 'материя', или

'вещество' ( ) --древесина, дрова, сырье вообще), сформулировано

Платоном в диалоге 'Тимей'*. Философ, исследуя в ходе 'правдоподобного

рассуждения' создание становящихся вещей демиургом, переходит от

умопостигаемых парадигм