Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 1)

из всех является тот характерный признак, что

все предметы различаются именно в отношении своей божественности. Ведь

подобно тому, как лучшие роды стоят выше всех остальных, так и действия их

не похожи ни на что сущее. Таким образом, если ты говоришь о божественном

помешательстве, тотчас забудь про все человеческие безумства. А если ты

возводишь к самим богам жреческое воздержание, то уже не рассматривай

человеческую воздержанность так, как будто она подобна ему. Ни в коем случае

не сравнивай некие помутнения зрения, связанные с болезнями тела, и

возбуждаемые болезнями видения с божественными видениями; ведь что общего

они имеют между собой? Далее, и промежуточные состояния, например между

воздержанием и экстазом, никогда не ставь рядом с определенными на основании

единства действия жреческими созерцаниями богов. Кроме того, не сопоставляй

наиотчетливейшие божественные зрелища с искусственно вызываемыми при помощи

колдовства видениями; ведь последние не обладают ни действительностью, ни

сущностью видимого, ни истиной, а имеют отношение лишь к воображению пустых

видений.

      Стало быть, мы считаем, что все подобные недоразумения, будучи чуждыми

и переносимыми с противоположного на противоположное, не имеют отношения к

подходящему мнению. Потому мы, показав их несообразность, уже не считаем

более нужным тратить время на их детальное рассмотрение, поскольку они

выдвигаются из соображений спора, но не исследуются в рамках никакой

философии.

      26. Итак, можно было бы удивиться и многому другому в этом спорном

нововведении, и в особенности, по справедливости, быть пораженным

противоестественностью логического вывода в том случае, если бы мы, в то

время

      (стр.138)

      как вся эта тема возникает только в воображении колдунов, тех, кто

принимает за причину страсть или болезнь, и тех, кто совершенно обманут, а

на самом деле ее ни в коей мере не существует, осмелились утверждать, будто

и такие люди могут постигнуть истину. Ведь каково начало их истинных

представлений или каково основание, малое или большое, для доверия к

заключенному в них? Не следует обращать внимания на такую истину, которая

могла бы возникнуть иногда и случайным образом,-- в самом деле, даже

двигающимся наугад случается писать о ней. Не следует обращать внимания и на

ту, в соответствии с которой оказывается, что гармоничного согласия

достигают свершающееся и свершающее,-- ведь такой она возникает и в

ощущениях, и в представлениях живых существ. Стало быть, ничто подобное не

связано ни с божественной, ни с превосходящей обыденную природу истинностью.

Однако ту истину, которая действительно и неоспоримо установлена, опирается

на целостное знание о сущем, сродственна существу дел, принадлежит

безошибочному разуму и знает все в совершенстве, прямо и определенно,-- вот

такую истину и следует связать с пророчеством. Таким образом, она во многом

отлична от некоего природного явления, каковым выступает, например,

свойственное иногда некоторым животным по природе предвидение землетрясений

и дождей. Ведь последнее, сопричастное сопереживанию, возникает иначе

--когда какие-то животные движутся вместе с некими частицами и силами в мире

или вследствие некоей остроты ощущений предчувствуют то, что уже случилось в

воздухе, но еще не ощущается на поверхности земли.

      Если мы на самом деле говорим это правильно, то не следует на основании

того, что мы почерпнули из природы

      (стр.139)

      некое представление о сущем или восприятие будущего103,

оценивать их как пророческие предвидения; однако они подобны мантике во

всем, за исключением того, что никакая ее часть не лишена надежности или

истины, а обычно случающееся существует не всегда. Далее, и люди будут

говорить истину в отношении некоторых предметов, но не всех. Именно поэтому,

даже если в искусствах, каковы управление кораблем или врачевание,

существует некое направленное на будущее познание, то оно не имеет никакого

отношения к божественному предвидению. Ведь оно предполагает будущее на

основании сходных явлений и доказывается на основании неких признаков,

причем даже не вполне достоверных и неустойчивых по отношению к тому

выявляемому