Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 1)

не как тот,

кто создал все то, о чем он ведет речь, но как тот, кто в подобном

использовании слов указывает, сколь великой и какой по качеству силой он

обладает благодаря единению с богами, которое предоставило ему знание

неизреченных символов. Кто-нибудь может еще сказать, что распределенные по

отдельным частям мироздания демоны, которые сохраняют эти части, имеют столь

великую заботу и попечение о той частице, которую каждый из них получил по

жребию, что не терпят даже противоречащего слова и сохраняют непоколебимым

вечное постоянство космических предметов. Итак, они владеют им неизменно,

поскольку божественный порядок пребывает в неподвижности и постоянстве.

Стало быть, в отношении того, в чем обладают бытием воздушные и земные

демоны, они не терпят доходящих до их слуха угроз.

      7. Далее, в ответ на сказанное можно было бы представить вот еще какое

доказательство. Демоны управляют сохранением неизреченных мистерий прежде

всего так, как это было установлено изначально, когда создавалась

упорядоченность мироздания. Ведь частицы мироздания пребывают в

установленном порядке, потому что благодетельная сила

      (стр.195)

      Осириса остается непорочной и чистой и не смешивается с противостоящими

ей заблуждением и возмущением, и жизнь всего остается чистой и нетленной,

поскольку скрытые, дающие жизнь словам красоты Изиды не снисходят до

являющегося видимого тела; все пребывает неподвижным и вечно возрождающимся

и потому, что никогда не останавливается бег Солнца. Совершенным же и полным

все остается, поскольку никогда не открывается неизреченное в Абидосе

135. Итак, то, в чем обретает спасение все (я говорю про

всегдашнее сохранение неизреченного скрытым и про всегдашнее неучастие

безмолвной сущности богов в противостоящей ей участи), не может быть

воспринято с голоса земными демонами, поскольку это или не имеет к подобному

отношения, или же неизреченное становится общедоступным, хотя в последнем

случае подобный способ произнесения слов и обладает по отношению к ним

некоторой силой. Богам же никто не угрожает, и не существует никакого

способа молитвы, обращенной к ним, который оказался бы подобным. Потому-то у

халдеев, у которых выделено чистое обращение лишь к богам, ни в коем случае

не произносятся угрозы. Египтяне же, смешивающие демонические слова с

божественными знаками, иногда пользуются и угрозами. Итак, ты получил и на

это краткий, но, я думаю, достаточно правильный ответ.

      (стр.196)

VII

      1. В той же самой богомудрой музе нуждаются для своего разрешения и

следующие недоумения. Однако сперва я хочу дать тебе истолкование метода

теологии египтян. Ведь они, подражая природе мироздания и божественному

творению, сами также показывают некие изображения мистических, скрытых и

неявных мыслей с помощью символов, подобно тому как природа при посредстве

символов некоторым образок запечатлела неявные смыслы в явных образах, а

божественное творение начертало истину образов в видимых изображениях. Итак,

зная, что все лучшее радуется уподоблению худшего себе, и желая исполнить

его тем самым блага при посредстве возможного подражания тому, они, не без

основания и сами, предпосылают подобающий лучшему способ скрытого в символах

посвящения в мистерии.

      (стр.197)

      2. Так вот, и ты выслушай умное истолкование символов в согласии с

представлениями египтян, отказавшись от возникающего в воображении и в виде

звуков призрака этих самых символов и возвышая себя до умной истины. Итак,

считай, что ил--это все телесное и материальное, питающее и рождающее, все

то, что является материальным обликом природы, движущимся вместе с

изменчивыми течениями материи, или же все то, что заключает в себе реку

становления и само вместе с ней застывает, или же изначальная причина стихий

и всех связанных с этими стихиями сил, служащая основанием, словно корень. В

то время как это обстоит так, причинствующий становлению, всяческой природе

и всем силам стихий бог, поскольку он превосходит перечисленное, будучи

нематериальным, бестелесным, сверхъестественным, нерожденным, неделимым и

целостным сам благодаря себе, в самом себе не явленный, идет впереди всего

перечисленного, заключает