Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 1)

идет о

явлении богов, связаны с восприятием особенного и превосходящего

совершенства, всецело лучшего действия, божественной любви и неизъяснимой

радости, которую они получают. Когда речь идет об архангелах, то они

достигают чистоты, умного созерцания и неколебимой силы, когда об

ангелах--то они приобретают словесную мудрость и истину, чистую добродетель,

прочное знание и соразмерное устройство. Всякий раз, когда они созерцают

демонов, они воспринимают стремление к становлению, вожделение к природе и

наполнение делами рока, а также силу, способную совершить подобные действия.

Если же они созерцают героев, то приобретают многие стремления приобщающихся

к единству душ и другие подобные нравственные черты. Когда же они приходят в

соприкосновение с архонтами, в душе возбуждаются космические или

материальные движения. Вместе же с созерцанием душ они получают стремление к

становлению и соответственную власть для заботы о телах и все другое, с этим

связанное.

      Кроме того, явление богов приносит истину и силу, благополучное

завершение дел и дарует величайшие блага, а явление остальных направляет

соразмерное чину каждого так, как это ему внутренне присуще. Например,

явление архангелов дает истину, причем не совершенно во всем, а ограниченно

и применительно к чему-то, и не всегда, а иногда, и не безгранично для всех

или повсюду, а определенно вот так и по отношению к чему-то, и точно так же

сообщает силу: не совокупно во всем, и не всегда неразличимо, и не повсюду,

а иногда и где-то. А явление ангелов в даровании блага выделяет всегда еще

более ограниченные сферы. Демоническое дарует уже не душевные блага, но

      (стр.94)

      или телесные, или подходящие для тела, и то когда это мог бы позволить

порядок космоса. Точно так же и героическое предоставляет вторые и третьи

блага, поскольку оно устремлено к целостному земному и космическому

государству душ. Явление одних архонтов дарует космические и все жизненные

блага, а других, пусть даже менее совершенных материальных,-- все равно

предоставляет немалые выгоды. Души же, являясь, приносят созерцающим их то,

что способствует человеческой жизни. Таким образом, у нас в соответствии с

собственным положением каждого рода, как подобает определен и его дар и

получен подходящий и полный ответ на твой вопрос об их явлениях. Итак, пусть

будет сказано нами именно это в данном отношении.

      10. Ну а то, что ты сам привносишь в качестве их определения, выставляя

то ли как собственное мнение, то ли как будто услышанное от других, не

является ни истинным, ни справедливо высказанным. Ибо ты говоришь, что

бахвальство и явление призрачных видений --это общее для богов, демонов и

всех лучших родов. Дело обстоит не так, как ты полагаешь. Ведь бог, ангел и

благой демон пользуются перед лицом человека своей сущностью как примером,

но никак не преувеличением на словах наличной силы или собственных благ.

Ведь богам сопутствует истина, так же как и Солнцу по самой сущности положен

свет. Вместе с тем мы утверждаем, что бог не нуждается ни в чем--ни в

красоте, ни в какой-либо добродетели, которую можно приписать ему на словах.

Далее, ангелы и демоны всегда перенимают истину от богов; так что те и

другие, будучи совершенными в соответствии с тождественной сущностью, не

высказывают никогда ничего ей противоречащего и не в состоянии присоединить

к ней излишнего для славословия.

      (стр.95)

      Ну а когда же случается описываемый тобой обман, связанный с

бахвальством? Тогда, когда имеет место некая ошибка в теургическом искусстве

и появляются не те самовидные изваяния, которые нужны, а одни подменяют

другие. Ведь тогда менее совершенное принимает облик более почитаемых чинов,

выдает себя за то, облик чего оно приняло, и потому произносит хвастливые

слова, превосходящие имеющуюся у него силу. Ибо, поскольку, я думаю, рядом

возникает поддельное первое начало, из этого заблуждения проистекает многая

ложь, которую-то и следует жрецам узнавать на основании всего порядка

знамений. Тщательно соблюдая последний, они опровергают и отвергают их

надуманное изображение, поскольку оно никак не подходит истинным и благим

духам. Впрочем, в истинном суждении о сущем не следует оставлять без

внимания