Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 1)

которые выше, видится более ясным, а

материальных--более темным. В свою очередь, огонь душ проявляется как

неоднородный и многообразный, будучи составлен из многих космических природ.

Далее, огонь богов кажется совершенно неподвижным при его созерцании;

архангелов --равномерно движется; огонь демонов непостоянен, а героев --еще

более склонен к изменению: он спокойно сопутствует первым архонтам и

беспорядочно-- последним, душам же--изменяясь во многочисленных движениях.

      5. Далее, очищающее души совершенство пребывает среди богов, а

возвышающее--среди архангелов; ангелы освобождают только от оков материи, а

демоны принижают до природы; герои низводят до заботы о чувственных вещах;

архонты вручают или начальствование над космическим, или господство над

материальным; являющиеся же души в некотором смысле повергают в становление.

      Кроме того, рассмотрим вот еще что. Всю чистоту и устойчивость в

являющемся изображении относи на счет лучших родов: их ослепительную яркость

и устойчивую заключенность в себе считай принадлежащими богам, сияние,

установившееся, словно в ином,-- архангелам, а пребывающее в ином --ангелам.

На счет иного же относи движущееся, непостоянное и вновь образованное из

чуждых природ -- все то, что подобает менее совершенным чинам.

      (стр.89)

      Впрочем, пусть будет произведено разделение и последнего-- на основании

признака смешения. Ибо с демонами смешиваются мировые испарения, которые в

отличие от движения мира перемещаются неустойчиво. С героями соединяются

порождающие состояния духов, вместе с которыми и сами они одновременно

движутся. Космические архонты пребывают в покое, являя то мировое, чем они

владеют, а материальные наполнены материальным ихором 65. Души

наполняются лишними осквернениями и чуждыми духами. Вот вместе с чем каждый

из этих родов обнаруживает самого себя в явлениях.

      Немаловажным признаком для тебя будет и мгновенное исчезновение

материи, если речь идет о богах. Если об архангелах,--то постепенное ее

распадение, об ангелах-- освобождение и отстранение от нее, что же касается

демонов,--то ее благопристойное упорядочение. Далее, что касается героев,

то--сочетание с ней в подобающих пропорциях и благосклонная забота о ней.

Архонты-- владыки космоса подчиняют ее себе в своем превосходстве и тем

самым проявляют себя. Материальные же архонты обнаруживают себя всецело

образованными из материи. Души чистые предстают свободными от материи, а

иные--окруженными ею.

      6. Далее, подносимые в явлениях дары не все одинаковы и приносят не

одни и те же плоды. Так, присутствие богов дает нам здоровье тела,

добродетель души, чистоту ума и, попросту говоря, восхождение всех наших

качеств к их собственным началам. Оно устраняет холод и разрушение в нас, а

тело взращивает и делает более сильным и могучим, позволяет душе и уму все

измерить, сияет светом в умопостигаемой гармонии и показывает глазам души

при помощи телесных глаз то, что не является телом как

      (стр.90)

      тело66. Присутствие архангелов производит то же самое

действие, за исключением того, что оно предоставляет блага не во всех

отношениях, не вполне достаточные, несовершенные и не являющиеся

неотчуждаемыми, хотя и оно сходным образом сияет в явлении. Присутствие

ангелов приносит еще более частные блага и обладает энергией, при посредстве

которой оно проявляется, значительно отстающей от объемлющего ее в себе

совершенного света. Присутствие демонов отягощает тело, наказывает его

болезнями, низвергает душу к природе, не отклоняет ее от тел и свойственных

телам ощущений, спешащих к огню задерживает в здешнем месте и не освобождает

от оков рока. Присутствие героев в основном подобно демоническому, но

отличается тем, что, кроме всего прочего, побуждает к неким благородным и

великим делам. Сверхъестественное видение космических архонтов дарует

космические блага и все необходимое для жизни, материальных--приносит

материальные и земные предметы. Далее, созерцание чистых и отнесенных к

разряду ангелов душ возвышает и спасает душу, обнаруживается в священной

надежде и предоставляет в дар те блага, которые она стремится обрести в

священной