Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 1)

(поскольку

рассуждения относительно жертвоприношений по отдельности требуют точного

разграничения того, какое из них относится к какому действию) и

одновременно, на основании вышесказанного--того, какое рассуждение

произведено правильно и может быть распространено в мышлении от единичного

на многое, --будет легко познать и пропущенное. Так вот, я полагал, что

сказать так будет достаточно, потому что, помимо прочего, подобное достойно

божественной чистоты. Однако, поскольку остальным то, что не очевидно,

пожалуй, могло бы внушить недоверие и подозрение, будто указанные

рассуждения не приводят

      (стр.175)

      в движение мышление и не опираются на способности души к суждению, я

хочу провести немного более подробное рассмотрение и, если это возможно,

присовокупить к уже высказанным доказательствам более понятные.

      14. Самое лучшее начало из всех--это то, которое показывает священный

обычай жертвоприношений, опирающийся на порядок следования богов. Итак,

давай с самого начала предположим, что одни боги материальны, а

другие--нематериальны: материальны те, которые содержат в себе материю и

управляют ею, а нематериальны те, которые совершенно обособлены от материи и

превосходят ее. В соответствии со жреческим искусством следует начинать

священнодействия с материальных богов: ведь иначе не могло бы совершиться

восхождение к нематериальным. Так вот, значит, они обладают некоей общностью

с материей в той мере, в какой они руководят ею. Стало быть, те же самые

боги управляют и тем, что связано с материей, например различением, внешним

впечатлением подобия, изменением, возникновением и разрушением всех

материальных тел.

      Если бы кто-нибудь хотел осуществлять теургическое почитание таких

богов, то необходимо преподносить им это почитание так, как это им

свойственно по природе и как положено изначально, а именно --поскольку они

связаны с материей --являющееся материальным. Ведь тем самым мы, пожалуй,

могли бы всячески приспособиться ко всем ним и в своем почитании преподнести

им подобающее родство. Итак, что касается жертвоприношений, то этим богам

подходят мертвые тела, лишенные жизни, заклание жертвенных животных,

использование их тел, всяческое изменение и разрушение и вообще

преобразование первичной материи, причем подобает это им не из-за них

      (стр.176)

      самих, а из-за материи, которой они управляют. Ведь даже если они

обособлены от нее так, как это только возможно, все равно они присутствуют в

ней. Даже если они стоят выше ее в своей нематериальной силе, они все равно

сосуществуют с ней. Управляемое не чуждо управляющему, а

упорядочиваемое--упорядочивающему, и использующему не может быть

неподходящим то, что способствует ему, будучи орудием. Именно потому

подносить нематериальным богам материю в качестве жертвы несообразно, а всем

материальным--в высшей степени подобает.

      15. Далее, давай рассмотрим после этого в согласии с ранее высказанным

наше собственное положение. Ведь иногда мы полностью становимся душой,

оказываемся вне тела и, воспарив умом, пребываем наверху вместе со всеми

нематериальными богами. Иногда же мы, в свою очередь, закованы в телесную

оболочку, подчиняемся материи и имеем телесный облик. Итак, опять налицо два

способа богослужения: один простой, бестелесный и свободный от всякого

становления --это тот, который свойствен чистым душам, а другой, подобающий

отягощенным телами и всяческой связанной с материей деятельностью,-- это

тот, который подходит для душ, не чистых и не свободных от всяческого

становления. Итак, я полагаю, что все виды жертвоприношений делятся на два

разряда: одни, исходящие от всецело очистившихся людей,--это те, которые

совершаются очень редко, одним, как говорит Гераклит, или немногими людьми,

которых легко перечислить, а другие, материальные, телесные и состоящие в

изменении,-- это те, которые подходят людям, еще сдерживаемым телом. Поэтому

если кто-нибудь не будет допускать для городов и народов, несвободных от

связанной со становлением участи и опирающейся на тела общности, подобного

способа

      (стр.177)

      религиозного